8 495 115 26 13 

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

1.1 Понятие социальных норм

Отношения между людьми в обществе носят упорядоченный характер. Они подчиняются определенным правилам (нормам), которые в свою очередь как эталон, образец устанавливают стандарты допустимого, желаемого и должного поведения, помогая человеку сделать правильный выбор в той или иной жизненной ситуации.  Эти нормы, в которых в общей форме накапливается опыт многих поколений людей и которые неразрывно связаны с поведением последних в обществе, называются социальными.

Социальные нормы выступают в качестве важной составляющей сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на жизнедеятельность людей. Они оценивают волевые поступки с точки зрения их ориентированности и последующих  результатов. Наряду с этим социальной нормой  может быть признана только та модель поведения, которая закрепляет повторяющееся и общепризнанное оценочное суждение (хорошо – плохо, дозволено – недозволенно, приемлемо – неприемлемо). Из оценок исходят должные предписания, равным образом порождающие определенные последствия.

Как отмечает В.С. Нерсесянц, историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались существенными изменениями также и в системе социальной регуляции. Исчезали одни виды социальных норм, им на смену приходили новые, только появившиеся; также происходили изменения в соотношении моральных, религиозных, политических, правовых и других видов норм, их взаимосвязь, фактическое содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, приемы и методы защиты и т.д.

Уровень развития социальной, политической, духовной, экономической и других сфер общества, национальные и исторические особенности жизни страны, качество жизни людей, характер государственной власти – все это и не только отражает в себе система социальных норм. Данные нормы формулируют действие объективных законов, закономерностей развития общества, связанных с естественно - исторической необходимостью.

Система социальных норм - обязательный компонент нормального функционирования общества. Обладание такими качествами, как целостность и динамичность, делает ее инструментом общественного управления, координации деятельности и нормальной работоспособности государства, обеспечивает возможность гармоничного взаимодействия людей, гарантирует права человека, содействует росту благосостояния народа.

Каждый автор дает свое определение социальным нормам.

Так, профессор Алексеев С.С. пишет: «Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации».[2]

В то же время можно сказать, что социальные нормы – это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Социальные нормы - это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. [3]

Несмотря на различия в двух данных определениях, можно сказать, что авторы сходятся в том, что социальные нормы выступают в качестве регуляторов отношений между людьми и одновременно являются образцами, идеалами поведения участников общественных отношений.

Большинство ученых выделяют ряд общих признаков, которые характеризуют социальные нормы. К ним относят:

1. Социальность. Социальные нормы регулируют отношения, возникающие между индивидами и социальными группами, а также устанавливают границы дозволенного поведения субъекта с позиции интересов общества. Отсюда следует что, они формируют соци­альные структуры и регулируют важное для социума поведение человека.

2. Нормативность. Социальные нормы представляют собой образцы поведения, выступают как его общая модель; они имеют общий характер; их адресаты определены не конкрет­но, а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяе­мость или, например, общие требования к статусу юридического лица); рассчитаны на многократность применения: в данном случае имеется в виду, что норма действует каждый раз, когда возникает определенная ситуация, указанная как условие ее вступления в процесс регулирова­ния.

3. Сочетание объективного и субъективного факторов. Общество представляет собой сложную систему, нуждающуюся в постоянном  регулировании. В процессе его исторического развития, под натиском социальной необходимости и возникают социальные нормы. Они фиксируют и воспроизводят  устойчивые повторяющиеся общественные связи, которые в наибольшей степени необходимы обществу. Это объясняет объективную потребность в возникновении такого феномена, как социально-нормативное регулирование.  

Наряду с этим следует принимать во внимание значение субъективного фактора в формировании социальных норм. Они не могут появиться, пока не пройдут через общественное сознание: необходимость тех или иных соци­альных норм должна быть осознана обществом.

4. Социальные нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Культура находит свое отражение в первую очередь в содержании социальных норм. В таком случае легко обнаружить различия социальных норм в обществах с разными культурными традициями (например, европейское и азиатское общества). Между тем имеют место различия в социальном нормировании жизни обществ, относящихся к одной культурной традиции, впрочем, они не столь существенные, связанные с уникальной исторической судьбой конкретного народа.  

Также стоит обратить внимание на некоторые признаки, выделяемые дополнительно. Среди них:

5. Общеобязательность. Социальные нормы носят всеобщий характер, распространяют свое действие на всех членов общества.

6. Выступают мерой свободы индивида. Они сообщают последнему заранее определенное, необходимое для общества состояние, устанавливают границы допустимого поведения человека, средств достижения требований и удовлетворения собственных интересов и нужд.

7. Санкционированность. Все социальные регуляторы обладают определенными формами принуждения к соблюдению собственных предписаний и наказания за их несоблюдение – санкциями.

8. Процедурность. Для социально-нормативного регулирования характерно существование процедурных механизмов. Практически все социальные нормы нуждаются в детально регламентированном порядке, последовательности  осуществления конкретных действий по их реализации. 

9. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Часть норм появляется в результате неоднократно повторяющихся актов поведения, и выступают как его образец, стандарт, другие – закрепляются в сознании людей в качестве сформировавшихся принципов и т.д. Это означает, что представленные нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, но всегда возникают в связи с ними.

Вместе с  общими чертами  каждому социальному регулятору в отдельности  присущи и свои специфические особенности, которые отражают значимые отличия одного вида социальных норм от других. Если бы не существовали такие особенности, нельзя было бы вообще говорить о разных видах социальных норм и методах общественной регуляции.

 

 

1.2. Классификация социальных норм

Рассматриваемые нормы обладают различным содержанием. Это зависит от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того каждый вид социальных норм возникает конкретным способом и на определенной основе. Как уже говорилось, некоторые из них складываются на основе господствующих в общественном сознании представлений о принципах социальной организации. Другие нормы являются элементом поведения и изначально включены в процесс деятельности. Пройдя через общественное сознание и получив оценку, они могут остаться в виде привычек и стереотипов, а могут модифицироваться в  сформулированные правила.  Поэтому и в теоретических, и в практических целях необходимо классифицировать социальные нормы.

При выделении разновидностей норм во внимание принимаются сфера действия норм, гарантии реализации, способы их формирования, социальная направленность и другие основания.

Так ученый-социолог А.И. Кравченко считает, что социальные нормы можно классифицировать в зависимости от строгости их исполнения: «Если бы мы попытались расположить все нормы в порядке нарастания строгости меры наказания за их нарушение, последовательность выглядела бы следующим образом:

  1. Обычаи;
  2. Манеры;
  3. Этикет;
  4. Традиции;
  5. Групповые привычки;
  6. Нравы;
  7. Законы;
  8. Табу».

По степени и характеру регулирующего воздействия на общественные отношения в системе нормативного регулирования можно выделить следующие группы норм:

  • Обычаи (нравы, традиции, обыкновения, ритуалы, обряды);
  • Религиозные нормы;
  • Корпоративные нормы;
  • Мораль (нравственность);
  • Правовые нормы.  

Также важны классификации, в основу которых положены такие критерии как сфера действия норм и механизм (регулятивные особенности).

По сферам действия различают нормы политические, экономические, экологические и др. В данном случае  границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Обратив внимание на разнообразие видов социальных норм, можно прийти к выводу, что в обществе присутствует нормативный плюрализм. Вне зависимости от их различий, они взаимодействуют между собой, ни одни из них не функционируют изолированно от других.

Влияние социальных норм на жизнь общества, безусловно, велико: они, в виде принципов и конкретных правил, обеспечивают стабильность функционирования, сохраняют его определенную системность, способствуют поддержанию социальных процессов в оптимальном состоянии. Следовательно, можно говорить о том, что главной целью социальных норм является упорядочение общественных отношений и социальной жизни в целом, создание условий существования общества как единого организма.

 

 

2. СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Как уже было сказано, в обществе действуют всевозможные виды социальных норм. Все они взаимодействуют между собой, находясь в рамках нормативной системы общества и, одновременно, сохра­няя свои отличительные, особые качества социальных регуляторов.

Переходя к исследованию социальных норм, составляющих систему нормативного регулирования общественных отношений, стоит подчеркнуть, что для юридической науки они представляют интерес в большей степени в плане их взаимодействия с правовыми нормами в рамках этой системы, чем сами по себе (это предмет самостоятельных областей общественного знания). Поэтому в данной работе будет рассматриваться именно соотношение и взаимосвязь права с другими социальными регуляторами. В частности с  обычаями, религиозными, политическими, корпоративными и техническими нормами.

Право и обычаи

В системе нормативного регулирования общественных отношений существенную роль играют обычаи. Под обычаем понимается правило поведения, складывающееся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшее в привычку.

Обычаи находятся в общественном сознании. Они осуществляют свое регулирование через внутреннее, индивидуальное сознание каждого человека. Их формирование происходит стихийно, в результате неоднократного повторения од­них и тех же актов поведения. В качестве средств их обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение. Имеют, как правило, локальную сферу действия и в масштабе общества не представляют собой целостную систему.

Разновидностью обычаев можно считать традиции – сформировавшиеся способы поведения людей, социальных групп, которые передаются из поколения в поколение. В сравнении с обычаями традиции имеют более широкое содержание. Они выражают желание людей сохранить определенные идеи, ценности, социальные установления. Полезность традиций служит основанием их поддержки со стороны общества.  Бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа и государства, преемственность в развитии общества – все это является основой жизненности традиций. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи.

В бытовой, семейной, религиозной сферах существуют нормы обычая, регламентирующие обряды как доста­точно сложные процедуры (например, свадебные обряды, проводы молодых людей в армию и т.д.). Их называют ритуалами. Обрядовые церемонии, которые совершаются в торжественной обстановке, называются церемониалом.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) может являться для человека не менее обязательным требованием, чем исполнение законодательных предписаний.

Обычаи тесно связаны с моральными, религиозными, политическими и другими социальными нормами. Что можно сказать о взаимодействии права и обычаев? Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Представленный процесс происходит постоянно. Это означает, что и сейчас право формируется не только "сверху", но и "снизу", из народных глубин, корней.

Однако в последнее время все чаще рассматривают взаимосвязь права и обычаев с точки зрения «отношения» юридических норм к представленным в обществе обычаям. При этом учитывается тот факт, что в обычаях содержится достаточно много устаревшего, застывшего, недопустимого. В таком случае есть три варианта:

1. Юридические нормы исключают обычаи вредные с точки зрения общества (такие как кровная месть, феодальные пережитки в семье, разного рода предрассудки, публичные казни).

2. Юридические нормы нейтрально относятся к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они преимущественно с межличностными отношениями, бытовым поведением людей. Например, снисходительно относятся к похищению невесты (чаще всего – с согласия последней) при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Также допустимо ношение холодного оружия как части национального костюма.

3. Юридические нормы оказывают поддержку обычаям, являющимся полезными с точки зрения общества и государства, и создают условия для их реализации. В этом случае они принимают форму правового обычая.

Правовые обычаи представляют собой обычаи, нашедшие отражение в праве, охраняемые и защищаемые им, и вследствие этого приобретающие юридическую силу. Одна часть из них напрямую фиксируется в законе, другая лишь подразумевается, третья логически вытекает из правовых норм. В большинстве случаев они просто упоминаются, что означает, что им можно следовать. Так,  в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: "Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая".  

Однако всегда правовые обычаи должны оставаться в границах правового поля регулирования, а не за их пределами. И они не могут идти вразрез с действующим законодательством. Правовые обычаи дополняют систему регулирования общественных отношений и способствуют реализации правовых норм. 

Необходимо сказать, что от правовых обычаев следует отличать деловые обыкновения (обычаи делового оборота). Посвященная им статья 5 Гражданского кодекса РФ гласит: «Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». В ст. 862 говорится: «При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота».

Также внимание на себя обращает пункт 3 статьи 99 Конституции РФ, закрепляющий давно сложившееся правило, согласно которому "первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат". В данном случае слово «обычай» не употребляется. 

Как видим, все обычаи, вне зависимости от формы и содержания, от соотношения и взаимодействия с правом, осуществляют важные функции в обществе – регулятивную и воспитательную. При этом каждый из них представляет собой компонент целостной системы обычаев и всех социальных норм, имеющихся в обществе.

Право и религиозные нормы

 Религиозные нормы представляют весьма важную группу социальных норм. Они действуют в обществе с самых ранних этапов его развития и координируют отношения верующих людей друг с другом, со сверхъестественными силами, с церковью, а также определяют строение и функции религиозных организаций. Данные нормы создаются различными религиями и являются обязательными для исповедующих какую-либо веру. В древнем мире религия, мораль, политика были взаимосвязаны.

Внешне религиозные нормы имеют сходство с правовыми. Они обладают формальной определенностью: эти нормы содержательно определены и документально зафиксированы, как обязательные правила поведения верующих, в Библии, Коране, Талмуде, Сунне, священных книгах буддизма, а помимо этого в текущих решениях соборов, коллегий, собраний духовенства, руководящих структур церковной иерархии.

В отдельных случаях религиозные нормы выступают в качестве источников права. Примером могут служить страны мусульманской правовой системы (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Египет и др.), некоторые страны континентальной Европы (каноническое право в Германии до сих пор является частью национальной правовой системы).  В России до 1917 г. источниками права признавались Кормчая Книга, Устав духовных консисторий и др.

Одновременно с этим наблюдаются существенные различия между правом и религией. Процесс снижения роли религии в общественной жизни и, параллельно, утверждение свободы совести свидетельствуют о том, что сфера действия религиозных норм в значительной степени уже права. К примеру, предписания Корана касаются только лиц, исповедующих ислам, Трипитаки – соответственно исповедующих буддизм и т.д. Различны и механизмы действия религии и права. В частности, религии аргументируют в своих священных книгах безусловную неоспоримость предписываемого ими кодекса поведения, ссылаясь  на своё сверхчеловеческое, «божественное» происхождение.

Мировые религии оказали большое влияние на развитие правовых систем.  В Священных книгах и других источниках вместе с религиозными нормами нашли свое отражение и общечеловеческие нормы (например, в Законе божьем содержатся такие слова, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй" и др.). Часть из них закреплена в законах и рассматривается как преступления.

Одной из важнейших правовых систем современности является мусульманское право. Оно в значительной мере основывается на религиозных догматах и указывает мусульманину соответствующий данной религии «путь следования». За нарушение данных норм предусмотрены весьма суровые наказания.

Конституция РФ, провозглашая и закрепляя основополагающие принципы правового государства, в специальной статье (28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания.

На основании анализа положений Конституции РФ, относящихся к проблемам свободы совести (ст. ст. 19, 17, 23, 28, 29, 59), можно выделить следующие принципы, важные для утверждения религиозной свободы:

право на исповедание любой религии;

право не исповедовать никакой религии;

право менять свои религиозные убеждения;         

право распространять свои религиозные убеждения;

равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии;

равенство религиозных объединений перед законом;

право на альтернативную гражданскую службу;

отсутствие, какого бы-то ни было принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии;

невмешательство государства во внутренние (богослужебные, канонические) дела церкви;

невмешательство церкви в дела государственные.

Для развития этих конституционных положений был разработан и принят Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Данный Федеральный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью: церковь соблюдает законы, установленный в государстве порядок, а государство обеспечивает возможность свободной религиозной деятельности, которая не противоречит принципам общественной морали и гуманизма.

Стоит обратить внимание, что в последнее время свобода вероисповедания все чаще вступает в конфликт с идеями прав человека, нравственности, гуманизма и других общепризнанных ценностей. Так, в России на данный момент существует около 10 тыс. так называемых «нетрадиционных» религиозных объединений.

Ряд из таких структур ("Адвентисты Седьмого дня", "Церковь последнего завета", движение "пятидесятников" и др.) стали даже называть тоталитарными, так как они пытаются всю жизнь человека поставить под свой контроль. Такие организации подавляют личность и путем зомбирования, превращают ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя» и стоящих за ними темных сил.

Из этого следует, что в сфере реализации права на свободу совести и вероисповедания активно распространяются негативные тенденции. И право, власть, закон должны эффективно противостоять им.

 

Право и политические нормы

Политические нормы составляют немаловажную группу социальных норм. Они регулируют поведение субъектов политики (индивидуальных и коллективных), отношение участников политического процесса к государственной власти, отношения между классами, нациями и народами, участие народа, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, а также взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества.

Политические нормы могут находить свое выражение как в политических документах (политических декларациях, уставах и программных документах политических партий и т.д.), так и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики.

В случае, когда политические нормы закрепляются компетентными государственными органами (или каким-то одним государственным органом)  в нормативном юридическом акте, они становятся юридической нормой политического содержания. В качестве примера таких нормативных политико-правовых актов можно привести конституции государств.

Иногда довольно непросто провести границу между политическими и юридическими нормами. Это объясняется их тесным сплетением, а в большинстве случаев даже слиянием (например, в статьях Конституции). Такой процесс, наблюдаемый в деятельности законодательной и исполнительной власти, происходит, как правило, потому что законы и иные нормативные акты имеют под собой политическое обоснование.

В то же время не стоит «политизировать» все нормы права. Следует принимать во внимание различия, например, между нормой предпринимательского, т.е. нормой частного права и нормой конституционного права, политический характер которой обусловлен ее специфическими свойствами.

Также между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.

Среди всего многообразия политических норм стоит выделить те из них, которые обладают наибольшей общественно-политической значимостью. Они называются политическими принципами.

Также политическая сфера обладает своими традициями, общепризнанными правилами, предписаниями, идеалами. Существует политическая этика - свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики. Главные из них –  правдивость, верность письменным и устным обязательствам, соблюдение законов, морали, установленного порядка, готовность действовать ради общественного блага, уважение оппонентов и др.

Право и корпоративные нормы (нормы общественных организаций)

Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, также входящие в общую нормативно-регулятивную систему общества.

Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Специфические особенности корпоративных норм во многом зависят от специфики той или иной организации, а многообразие норм - от разнообразия форм общественной деятельности граждан.

В то же время для всех корпоративных норм (норм общественных организаций) характерны следующие черты:

  1. Данные нормы регулируют отношения между членами, участниками соответствующих общественных объединений. Это означает, что корпоративные нормы распространяют свое влияние на людей, входящих в данное сообщество, и являются обязательными только для них.
  2. 2.          Нормы общественных организаций  создаются их членами.
  3. Они носят внутриорганизационный характер, т.е. регламентируют в основном внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции организации, права и обязанности членов и участников объединения, формирование руководящих органов, меры ответственности и т.д.).
  4. Все корпоративные нормы закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.), принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах.
  5. Действие данного нормативного регулятора обеспечивается предусмотренными организационными мерами.  Их нарушение влечет за собой применение соответствующих санкций, которые зафиксированы в уставе организации (от предупреждения, выговора до исключения из организации).

В указанном выше фрагменте привлекает внимание большое количество сходных черт норм общественных организаций с нормами права: они текстуально закреплены в соответствующих нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах), систематизированы, принимаются по определенной процедуре, имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер и др.

Вместе с тем корпоративные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением, выражают волю и ин­тересы членов данной организации, регулируют, прежде всего, внутриорганизационные отношения, санкционированы специфическими (для каждой организации) ме­рами воздействия. Все перечисленное отличает их от правовых норм.

Несмотря на их отличия, право и корпоративные нормы тесно взаимосвязаны. Так формирование и работа общественных объединений должны проходить в соответствии с действующим законодательством.

Часть 1 статьи 30 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется". Также в части 4 статьи 13 Конституции РФ говорится о равенстве общественных объединений перед законом. А согласно статье 6 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г. «члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности».

При этом имеются и определенные ограничения. В той же статье 13 Конституции РФ (ч.5) говорится о запрете создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Если общественное объединение нарушит данное или какие-то иные требования законодательства, то по решению суда это может привести к приостановлению его деятельности или даже к ликвидации.

Наряду с этим в нашей стране признается политическое многообразие, многопартийность, фиксируется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Право и технические нормы

Технические нормы занимают особое место в системе нормативного регулирования. По поводу природы данных норм имеют место две точки зрения: часть ученых не относят их к социальным нормам, а другая часть – считают их социальными. Без сомнения этот социальный регулятор имеет свою специфику. Так профессор Лазарев пишет, что технические нормы - «это правила, характеризующие отношение людей к природе, технике, орудиям и средствам производства». Однако, думается, что технические нормы следует выделять как разновидность (хотя и весьма специфическую) социальных норм, так как:

а) главным объектом регулирования технических норм является поведение людей. Они устанавливают определенные требования к действиям (поведению) людей по отношению к техническим средствам, природе и другим объектам внешнего мира, в которых (действиях) проявляются отношения между людьми. 

б) развитие технической сферы жизни общества повышает социальное значение технических норм. Очевидно, что нарушения технических норм иногда влекут за собой такие негативные последствия, как аварии и катастрофы, которые могут сопровождаться человеческими жертвами и большим материальным ущербом. Это говорит о высокой социальной значимости соблюдения данного вида норм.

Когда техническое правило снабжается правовыми санкциями, при этом, не теряет своего технического характера, тогда оно становится технико-юридической нормой. Соответственно такие нормы в качестве диспозиции имеют техническую норму, а в качестве санкции – юридическую. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как раз­новидность технических норм. Примерами таких норм являются различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации водного, железнодорожного транспорта и др.), индексы загрязнения окружающей среды и т.д. За нарушение этих правил установлена юридическая ответственность.

Источником данных норм служат технико-юридические нормативно-правовые акты. Их перечень дан в Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ и включает в себя:

1) технические регламенты (ст. 6), которые принимаются в целях:

  • · защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • · охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • · предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • · обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

2) документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов: это национальные стандарты Российской Федерации и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов (ст.16).

Также законодателем введено специальное понятие «техническое регулирование» -  это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технико-юридические нормы включены в экологическое право, в жилищное законодательство, законодательство о здравоохранении. Они имеют широкое распространение в международном (частном и публичном) праве (международные стандарты, принимаемые Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и др.).

Существование такой разновидности социальных норм, как технико-юридические, говорит о том, что когда-то недоступная праву область становится объектом его регулирования и охраны. Вместе с тем в этот процесс вовлечены уже не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства и даже отрасли права. Думается, что роль данного регулятора будет только увеличиваться, так как «на современном этапе общество нуждается в тесной связи между экономическими, техническими и социальными решениями».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенной работы показали, что социальные нормы, действующие в обществе, имеют общее содержание. Нормативность, воздействие на общественные отношения единым массивом, мерой, правилами поведения – все это объединяет нормативные регуляторы в целостную систему, дает возможность осуществить их всестороннее изучение и усовершенствование.

Несмотря на эти общие черты, каждый социальный регулятор обладает рядом особенных, специфических признаков. Они различаются по структуре, сферам применения, способам обеспечения и т.д.

Нормативная система в обществе – это действительно целостная система. В ее состав входят различные элементы, между которыми возникают четкие связи, а эти связи, в свою очередь, обладают соответствующими характеристиками. Именно в действии всей нормативной системы в наибольшей степени и проявляется характер данных связей.

Особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений занимает право. Это действительно так: оно охватывает в своих нормах наиболее важные общественные отношения; его нормы обладают формально – определенным характером; изменять их достаточно не простое дело (для этого требуется особый порядок).

Правовые нормы формулируются уполномоченными на то компетентными органами. При создании данных норм эти органы в первую очередь должны принимать во внимание интересы всего общества в целом, а не интересы какого – то отдельного индивида.

Нормы права являются общеобязательными - эти нормы действуют на всех субъектов правоотношений независимо от пола, возраста, расы, национальности. Главная особенность юридических норм в том, что субъекты права не только могут руководствоваться ими - они должны делать это.

Право, как один из элементов системы социального нормативного регулирования, осуществляет регулирование общественных отношений во взаимодействии с другими социальными нормами.

В процессе взаимосвязи нормы права и иные социальные нормы могут вытеснять друг друга, поддерживать или заменять. При их противоречии приоритетным действием всегда обладают нормы права. Однако оптимальным вариантом взаимодействия правовых и других социальных норм является их взаимодополняемость.

Таким образом, нормы права должны постоянно соотноситься с другими социальными регуляторами, так как все они взаимосвязаны в системе социального регулирования. В условиях правового демократического государства именно это взаимодействие является необходимым условием его эффективного функционирования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 №82-ФЗ;
  4. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ;
  5. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Специальная литература

1. Р. В Маранов. Дискриминация по религиозному признаку: формы проявления / Р. В. Маранов // Религия и право. - 2008. - N 2.

 

Учебная литература

  1. С. С. Алексеев. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005.
  2. А. Б. Венгеров. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-еизд. – М.: Юриспруденция, 2000.
  3. В. В. Лазарев. Общая теория права и государства: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.
  4. М. Н.  Марченко. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 
  5. Н. И. Матузов, А. В. Малько. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004.
  6. В. С. Нерсесянц. Общая теория права и государства: учебник. - М.: Норма — ИНФРА-М, 1999.
  7. В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  8. А.И. Кравченко. Социология: Учебник для студентов вузов.— М.: “Академический Проект”, Издательская корпорация “Лотос”, 1999.


[1] В. С. Нерсесянц. Общая теория права и государства: учебник. - М.: Норма — ИНФРА-М, 1999.

[2]С. С. Алексеев. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005.

[3] Н. И. Матузов, А. В. Малько. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004.

[4] А.И. Кравченко. Социология: Учебник для студентов вузов.— М.: “Академический Проект”, Издательская корпорация “Лотос”, 1999.

[5]С. С. Алексеев. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005.

[6] В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014.

[7] М. Н.  Марченко. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 

[8] Н. И. Матузов, А. В. Малько. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004.

[9] Маранов Р.А. Дискриминация по религиозному признаку: формы проявления // Религия и право. № 2, 2008

[10] В. В. Лазарев. Общая теория права и государства: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.

[11] Н. И. Матузов, А. В. Малько. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004.

[12] С. С. Алексеев. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005.

[13] В. В. Лазарев. Общая теория права и государства: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.

[14] В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014.

[15] А. Б. Венгеров. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-еизд. – М.: Юриспруденция, 2000.