8 495 115 26 13 

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1.     Теоретико-методологические основы реализации прав и обязанностей граждан РФ в системе административного права

1.1. История становления института прав и обязанностей граждан в России

Закрепление таких основ правового статуса личности как его права и обязанности в Основном законе нашей страны произошло не спонтанно. Этому предшествовал долгий период их становления и развития.

Уже в 18-19 вв. ряд деятелей русского демократического движения, участники революционных кружков выступали за изменение общественного и политического устройства России того времени. В частности они высказывались за изменение положения крестьянства и работных людей. Наиболее ярким событием, иллюстрирующим это, служит восстание декабристов в 1825 году. В основе их вооруженного выступления лежит концепция личных прав и свобод, провозглашенных в таких странах, как Англия, Франция, США, идея необходимости их закрепления. Позже свое развитие данные мысли получили в трудах Б.Н. Чичерина, А.И. Герцена, П.И. Новгородцева. Идеи свободы, справедливости, равенства прав людей получили глубокую разработку и защиту в творчестве В.С. Соловьева и др. Вместе с этим проблематику обязанностей затрагивали в своих трудах российские дореволюционные философы и правоведы: М.М. Сперанский, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, Г.В. Плеханов, Л.И. Петражицкий.

В 1860 – 1870 гг. Александр II проводит ряд реформ, в числе которых отмена крепостного права. Именно с его отменой стало возможным поднять вопрос о правах человека и их нормативном закреплении. Крестьянская реформа, воплощенная в жизнь императором Александром, подготовила условия для законодательного признания естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.

Так, в течение 1904-1905 гг. было выработано несколько проектов Конституции и избирательных законов. Наиболее значимыми из них являются проект Конституции, разработанный группой «Союз Освобождения» осенью 1904 г., и проект, разрабатываемый в первой половине 1905 г. при участии известного юриста С.А. Муромцева.

17 октября 1905 года был издан царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», провозглашавший основные политические права и свободы, предоставленные всем российским подданным вне зависимости от их социального происхождения.

Положения Высочайше утвержденных Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. говорят о том, что Россия восприняла и декларировала отдельные идеи правового государства. Правам и свободам, наряду с обязанностями подданных, посвящена отдельная, вторая глава, содержащая четырнадцать статей. Правам уделено десять из них, обязанностям – две.

Однако дальнейшее законодательное закрепление прав и обязанностей граждан в России было прервано Февральской революцией 1917 года.

В 1918 году была принята первая советская Конституция. Один из ее разделов составляла ранее одобренная III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

В Основном Законе РСФСР 1918 г. были зафиксированы итоги преобразований первого периода истории Советского государства. Она устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности. Косвенно закреплялся принцип равноправия полов. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы. В главе 5 данной Конституции содержались и обязанности граждан. Так в целях охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской революции признавалась обязанность всех граждан Республики защищать социалистическое Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность.

При этом первая Конституция РСФСР была в сильной степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. С установлением советской власти целые классы и слои общества были лишены многих своих прав. Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу.

Потребность в принятии новой Конституции возникла уже в 1922 году. Это было связано с образованием Союза Советских Социалистических Республик. Она должна была оформить добровольное объединение республик в единое Советское государство и послужить основой для его дальнейшего развития и укрепления. 31 января 1924 г. II съездом Советов СССР был принят Основной закон страны, ознаменовавший новую ступень в развитии государства.

Данная Конституция не содержала глав о правах и обязанностях граждан. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Поэтому 11 мая 1925 г. на XII Всероссийском Съезде Советов была утверждена новая Конституция РСФСР. В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них, в частности, положения о правах граждан. Нашли в ней свое отражение и трудовая, и воинская обязанности граждан.

К середине 30-х гг. в СССР значительно изменился состав населения, в промышленности и сельском хозяйстве был уничтожен частный сектор. Крупные изменения произошли и в системе государственных учреждений и в сфере национально-государственного строительства. В связи с этим ЦК ВКП(б) в 1935 г. было принято решение о внесении изменений в Конституцию СССР 1924 г. В феврале этого же года была создана комиссия из 31 человека во главе с И.В. Сталиным. В процессе работы комиссия пришла к выводу о необходимости новой Конституции.

В Основном законе СССР 1936 г. нашли свое закрепление основные права и свободы граждан: право на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование и др. Конституция исходила из равноправия наций и рас, мужчин и женщин. Были определены социально-экономические условия, которые служили гарантией осуществления главных прав трудящихся. Так право на отдых обеспечивалось сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов, а право на образование обеспечивалось всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе и т.д. Всему этому была посвящена глава X. В ней также были отражены и обязанности граждан СССР. Впервые в данной Конституции говорится об обязанности граждан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, а также обязанности беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность. Новым являлось то, что труд перестал быть обязанностью и стал правом советских граждан.

Конституция РСФСР 1937 г. утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов и несколько отличалась по структуре и содержанию от Конституции СССР 1936 г. Так, в ней подробнее определялись вопросы ведения РСФСР. Однако глава о правах и обязанностях граждан была воспроизведена без изменений.

Конституционная система СССР и РСФСР, принятая в 1936 — 1937 гг., просуществовала почти 40 лет.

В связи с дальнейшим развитием страны, возникновением изменений в ее политическом, государственном и хозяйственном устройстве возникла потребность в принятии Конституции. Это произошло в октябре 1977 г. на внеочередной сессии Верховного Совета СССР. В ее основу была положена концепция «развитого социализма».

Некоторые исследователи говорят о том, что Основной закон страны, принятый в 1977 г., в области прав граждан был намного лучше своих предшественников. Он подчеркивает, что право на труд включает в себя и право на выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, подготовкой и образованием. Конституция также провозглашает ряд совершенно новых прав и свобод: право на охрану здоровья, право на жилище, право   на   пользование достижениями культуры, свобода  научного, технического  и  художественного  творчества.

В новой Конституции впервые было записано, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.

Новыми обязанностями, прописанными Конституции СССР 1977 года, являлись обязанность беречь природу и охранять ее богатства, обязанность заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей, о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами Социалистического общества оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета и др.

Конституция РСФСР 1978 г. в области прав и обязанностей граждан по своей структуре и содержанию полностью соответствовала Конституции СССР 1977 г.

12 июня 1990 года  в связи с распадом СССР Первым съездом народных депутатов РСФСР была утверждена декларация «О государственном Суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», определившая в качестве основной задачи разработку новой российской конституции.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования. Глава 2 Основного закона нашей страны закрепляет основные права и свободы человека и гражданина. Наряду с этим она определяет такие принципы прав и свобод человека и гражданина как взаимное их уважение, непосредственность, юридические равенство и другие.

Основные фундаментальные права и свободы, нашедшие отражение в Конституции 1993 г., обеспечивают различные сферы жизни человека: личную (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства и т.д.), политическую (право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.), социальную (право на защиту материнства и детства, право на образование), экономическую (право на ведение предпринимательской деятельности, право частной собственности), культурную (право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры). Однако перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

При этом в действующем Основном Законе отсутствует специальная глава, посвященная обязанностям личности. Они содержатся в той же главе, что и права и свободы граждан.

1.2. Права и обязанности как основа административно-правового статуса гражданина РФ

Административно-правовой статус человека и гражданина – это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Данный вид отношений возникает в процессе взаимодействия человека с другими субъектами административного права (органами государственной власти, местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями и т.д.).

Административно-правовое положение гражданина РФ является составной частью общего правового положения личности, ее административно-правового положения. Вместе с этим оно обладает присущими только ему правовыми особенностями. Это связано с тем, что в данном случае речь идет об особой юридической категории — гражданине РФ, лице, имеющем гражданство РФ.

Административно-правовой статус граждан РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Законом РФ от 25 июня 1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу пере­движения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федераль­ным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и др.

Основу административно - правового статуса граждан составляют их права и обязанности в административно-правовых отношениях. Многие из них производны от конституционных прав и обязанностей. В последующем они находят конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но, соответствуя духу Конституции РФ, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

Стоит выделить ряд прав, имеющих основополагающее значение при осуществлении государственного управления и во многом определяющих характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права. К таковым можно отнести право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ), право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ), право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции РФ) и другие.

При этом граждане, имея права, должны осуществлять и обязанности, предусмотренные Конституцией и другими законами. Среди обязанностей, которые имеют особое значение для организации государственного управления и которые являются конституционными, следует указать такие как: соблюдать Конституцию РФ и законы РФ (статья 15), уважать права и свободы других лиц (статья 17), платить налоги и сборы (статья 57), защищать Отечество (статья 59).

В формировании административно-правого статуса личности основную роль играет гражданство. Согласно статье 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Принципиальные аспекты гражданства также регламентируются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации  от 14 ноября 2002 г. N 1325.

Состояние лица в российском гражданстве предоставляет ему возможность пользоваться целым рядом прав и свобод. Вместе с этим на него возлагаются дополнительные обязанности. Для сравнения у иностранных граждан и лиц без гражданства, как правило, меньше прав и свобод (например, они не могут участвовать в управлении государством). Однако у них и меньше обязанностей (так они не служат в армии и т.д.).

Устойчивая правовая  связь  лица  с  государством  не  ограничивается пределами  страны.  Согласно  части 2  статьи 61 Конституции  РФ,  Российская  Федерация  гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за пределами своей территории. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Также проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Гражданин не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Наличие у гражданина РФ двойного гражданства не умаляет также его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О гражданстве» основанием прекращения гражданства РФ является выход из гражданства Российской Федерации. Но этим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации могут быть предусмотрены иные основания прекращения гражданства РФ.

Стоит также учитывать, что административно-правовой статус граждан РФ, как и административно-правовой статус личности в целом, определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую составляют административная правоспособность и административная дееспособность. В зависимости от них лица реализуют права и обязанности, становясь при этом участниками конкретных правоотношений. Субъективные права и обязанности, в установленных законом случаях, осуществляются лицами через своих законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей). Но есть ряд прав и обязанностей, которые могут приобретаться и реализовываться только непосредственно гражданами без участия третьих лиц.

 

Итак, подводя итоги первой главы моей курсовой работы, можно придти к выводу, что права и обязанности в России развивались и находили законодательное закрепление на протяжении  долгого времени.

Также стоит сказать, что права и обязанности составляют основу административно – правового статуса граждан, наличие которого является необходимым условием их участия в административно-правовых отношениях. Так происходит реализация созданных административно-правовым статусом граждан возможностей.

 

2.     Правовая основа реализации прав и обязанностей граждан по административному законодательству РФ

2.1. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются высшей ценностью. Обязанность государства составляет их признание, соблюдение и защита. Для этого, а также с целью предоставления гражданам возможности свободно и беспрепятственно реализовывать закрепленные за ними права и свободы  государство должно создавать необходимые условия и предоставлять требуемые средства.

Данная обязанность находит отражение в виде установленных гарантий. Под гарантией обычно понимается ручательство, обеспечение осуществления чего-либо. Административно-правовыми гарантиями в научной литературе называют комплекс средств, которые позволяют обеспечить реализацию субъектами административно-правовых отношений своих прав.[11] Их наряду с правами и обязанностями граждан выделяют в качестве одного из элементов административно-правового статуса.

Субъектом, гарантирующим права и свободы, является государство. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации закреплена в статье 45 Конституции РФ. Она также предоставляет право защищать права и свободы всеми средствами, которые не запрещены законом.

Говоря о гарантиях прав и свобод субъектов административно-правовых отношений, традиционно принято выделять следующие виды гарантий:

  • правовые (юридические);
  • экономические;
  • политические;
  • организационные.

Некоторые исследователи также выделяют социальные и идеологические виды.

Экономические гарантии представляют собой материальные условия, предоставляющие возможность обеспечения фактической реализации прав и свобод. Существует множество факторов обуславливающих экономические гарантии. К их числу относят:

  • уровень экономического развития общества (в частности, состояние и развитие промышленности, аграрного сектора);
  • признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
  • обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;
  • поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, которые характеризуются уровнем политической стабильности в обществе, эффективностью деятельности органов государственной власти, созданием условий для реализации гражданами права на управление делами государства как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления, наличием многопартийности и т.д.

Организационные гарантии прав и свобод граждан предполагают наличие системы органов (судебных, органов внутренних дел, органов юстиции, прокуратуры, контрольных органов и т.д.), осуществляющих на основе и во исполнение законов деятельность, направленную на непосредственную реализацию прав и свобод граждан в различных сферах государственного управления и осуществление возложенных на них обязанностей.

Наиболее важное место среди всех гарантий занимают юридические (правовые) гарантии. Они представляют собой систему правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. В этой системе главенствующую роль играют конституционные нормы, устанавливающие гарантии прав и свобод граждан путем предоставления им права на обжалование действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц и др.

В свою очередь юридические гарантии можно разделить на судебные и внесудебные.

Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Также часть 1 статьи 46 Основного закона страны гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебная власть в Российской Федерации реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие осуществляется только судом.

Судебные органы рассматривают дела по разным видам правонарушений, осуществляют контроль над созданием условий для выполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами своих обязанностей и соблюдением ими прав и свобод граждан. Одну из категорий дел, рассматриваемых судами, составляют дела, которые вытекают из административных правонарушений, административно-правовых споров, возникающих в процессе деятельности органов государственного управления и должностных лиц.

Так Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает широкий перечень составов правонарушений, рассмотрение которых является прерогативой суда. Помимо этого им могут быть переданы дела, находившиеся на рассмотрении других органов или органов, которые упразднены.

Особую роль в механизме защиты прав и свобод граждан играет Конституционный Суд Российской Федерации. Он выступает судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (разрешает дела по жалобам граждан). Также согласно Федеральному конституционному закону N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", принятому 21 июля 1994 г., одной из важных функций Конституционного Суда является проверка по запросам законодательных органов, должностных лиц органов исполнительной власти о соответствии отдельных норм, конкретных правовых актов, связанных с правами и свободами граждан,  Конституции РФ.

Судебному рассмотрению свойственны такие качества как независимость, объективность, гласность, профессионализм, высокий авторитет принятого решения. Все это является преимуществами судебного порядка рассмотрения. Данные качества обеспечивают эффективность защиты прав граждан, реальность их восстановления.

Если говорить о внесудебных гарантиях, то стоит отметить, что их фактически выполняют все органы государственного управления, а также их должностные лица. Данные органы были образованы для того, чтобы, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, обеспечивать реализацию прав и свобод граждан, создавать все необходимые (материальные, организационные, правовые и другие) условия для этого, в нужный момент пресекать те действия, которые нарушают права и свободы, восстанавливать нарушенные права и применять меры административного воздействия на нарушителя.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица рассматривают административно-правовые дела и конкретные дела, которые возникают либо в процессе контрольно-надзорной деятельности, либо по инициативе самих граждан. Ответственность должностных лиц, препятствующих осуществлению гражданами своих прав и свобод, является одной из важнейших гарантий.

2.2. Административная ответственность за нарушения прав граждан Российской Федерации

Административная ответственность является особым видом юридической ответственности. Она находит свое выражение в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административной ответственности присущи общие черты, которые свойственны юридической ответственности в целом. Она закрепляется правовыми нормами, представляет собой официальное осуждение лица за совершенное им правонарушение и применение к правонарушителю уполномоченными на то субъектами власти в процессуальной форме санкций норм права.

При этом административная ответственность обладает специфическими чертами, отличающими ее от других видов ответственности:

  • она урегулирована нормами административного права, которые содержатся не только в Кодексе РФ об административных правонарушениях, но и в принимаемых в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях (в отличие, например, от Уголовного Кодекса РФ);
  • административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, являющегося менее опасным, чем преступления;
  • применение к лицу, совершившему правонарушение, административной ответственности не влечет его судимости. Однако лицо в течение одного года со дня окончания исполнения наказания считается ему подвергнутым;
  • административная ответственность отличает от дисциплинарной ответственности то, что административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, которые не являются подчиненными им по службе;
  • одна из отличительных особенностей административной ответственности заключается в том, что ее субъектом могут быть не только физические, но и юридические лица. Вместе с этим они административная ответственность возлагается независимо от места нахождения, организационно-правовых форм и других обстоятельств;
  • институт административной ответственности в большинстве случаев применяется должностными лицами государственных органов исполнительно власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке. Но и судьи рассматривают большое количество дел о таких правонарушениях.

Говоря об административной ответственности за нарушение прав и свобод граждан, стоит отметить, что большая часть составов правонарушений в этой области закреплены в главе 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответственно объектом этих правонарушений выступают отношения, которые возникают при реализации гражданами своих прав.

Так первая группа статей (ст.5.1-5.25) предусматривает ответственность за нарушение законодательства об избирательных правах граждан. Субъективное избирательное право – это предусмотренное Конституцией право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включая участие в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации и других избирательных действиях.

Для некоторых правонарушений данной группы характерным является

наличие предмета правонарушения (списки избирателей и кандидатов, избирательные бюллетени, агитационные материалы и т.д.).

Также избирательные права, порядок их реализации регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и др.

Субъектами правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, могут быть как физические и должностные лица, так и юридические лица. Также выделяют специальных субъектов. К ним можно отнести членов избирательных комиссий, лиц, которым участие в предвыборной агитации запрещено федеральным законом, зарегистрированного кандидата и др.

При совершении данных правонарушений нарушитель, как правило, нарушитель должен или может понимать, что он целенаправленно вмешивается в избирательный процесс, т.е. субъективная сторона выражается в форме умысла.

Наказание, предусмотренное за совершение какого-либо правонарушения в рассматриваемой сфере, - административный штраф.

Вторая группа статей (5.27-5.34, 5.40) содержит нормы об административной ответственности за правонарушения, посягающие на трудовые права граждан. Деяния, указанные в диспозиции этих статей нарушают законодательство о труде, к которому относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.

Объективную сторону данных правонарушений составляют действия и бездействия работодателя, которые нарушают законодательство о труде и об охране труда, несоблюдение и нарушение процедур, связанных с заключением коллективного договора и соглашения, возникновение коллективного трудового спора и нарушение условий примирительных процедур и т.д.

Субъектом в данном случае может быть лицо, которой является одной из сторон трудовых отношений. Специальными субъектами выступают работодатель и страхователь.

Субъективная сторона проявляется, как правило, в форме умысла.

В качестве наказания за правонарушение, посягающее на трудовые права граждан, предусмотрены административный штраф и административное приостановление деятельности лиц на срок до 90 суток. При этом за совершение правонарушения, указанного в ч.2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливается наказание в виде дисквалификации.

В статьях 5.35-5.37 закреплена административная ответственность за правонарушения, посягающие на права ребенка.[19] Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими права ребенка, также являются Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Объективная сторона правонарушений в данной сфере заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или другими законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию, ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, которые связаны с передачей нуждающихся детей на усыновление (удочерение) или под опеку (попечительство), а также предоставление заведомо недостоверных сведений о таких несовершеннолетних и укрытие их от передачи на воспитание в семью, под опеку или в приемную семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

Субъектом правонарушений, посягающих на права ребенка, являются лица, на которых в установленном законом порядке возложена обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних. В таком качестве могут выступать родители, лица их заменяющие, опекуны, попечители, воспитатели, педагоги

Ими могут являться родители, лица их заменяющие (приемная семья), опекуны, попечители, должностные лица воспитательных учреждений для несовершеннолетних, руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Также статьей 5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Организация и проведение массовых мероприятий регламентируются Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании».

В данном случае объективная сторона выражается в препятствовании организации и проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и т.д., которые проводятся в соответствии с законодательством РФ, а также участию в них, либо принуждению к участию в них.

Субъектами могут быть граждане, участники и организаторы митингов, должностные лица.

Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла.

 

2.3. Актуальные проблемы реализации прав и обязанностей граждан в

современных условиях

Проблема реализации прав граждан в Российской Федерации существует, и стоит она довольно остро. Мы постоянно слышим в СМИ о нарушении прав российских граждан, о произволе чиновников и судей. Эта тема даже является одной из популярных в прессе зарубежных стран. Европейские исследователи обращают внимание на то, что в России имеет место нарушение права на личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, права на тайну переписки, свободу мысли, свободу передвижения и т.д.

Регулирование прав и свобод человека и гражданина, согласно статье 71 Конституции, находится в исключительной компетенции РФ. Это означает, что оно не может быть передано в совместное ведение Российской Федерации и субъектов, а также в исключительное ведение субъектов РФ.

При этом права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральными законами и в строго определенных целях. Их ограничение законами субъектов РФ не допускается.

В связи с принятием новой Конституции произошли позитивные изменения в области прав человека. Однако все еще  продолжают существовать их нарушения на различных уровнях государственной системы, на разных этапах их реализации.

Одной из проблем фактической реализации прав граждан является низкое качество принимаемых нормативно-правовых актов. Данная проблема стоит на пути развития и становления российского законодательства. Самой негативной характеристикой «некачественности» нормативно-правового акта остается его не соответствие Конституции страны. В данном случае речь идет не только о федеральном или только региональном уровне правотворчества, а обо всех.

Говоря о невысоком качестве нормативно-правовых актов, стоит  обратить внимание на не соответствие многих из них правилам юридической техники. Это, прежде всего, касается терминологии. Одним из наиболее существенных недостатков терминов нормативных правовых актов является отсутствие единства (однозначности) в их использовании, когда одним словом (словосочетанием) обозначаются несколько различных понятий.

Декларативность правовых норм, закрепляющих ряд прав граждан,  в том числе отсутствие прямого указания на обязанность государственных органов, государственных служащих, должностных лиц обеспечивать их соблюдение также выступает существенной проблемой их реализации.

Еще одна проблема связана с качеством процедуры принятия решения органами исполнительной власти и его последующей реализации. Так гражданин зачастую не может контролировать процесс принятия данного решения и тем более не имеет возможности повлиять на него. В целях разрешения этого вопроса как мне кажется, необходимо создать условия,  при которых гражданин сможет самостоятельно регулировать процедуру, связанную с реализацией его права, путем более активного взаимодействия с органами исполнительной власти.

Говоря о правах и свободах граждан, не стоит забывать и об обязанностях, возложенных на них. Институт обязанностей в современной Российской Федерации находит большое количество проблем при реализации, несмотря на свою простоту. Это выражается в игнорировании гражданами своих обязанностей, постоянном их несоблюдении, возникновении противоречий при попытке их осуществления между гражданами и органами исполнительной власти при попытке их осуществления.

Невыполнение конституционных обязанностей влечёт к неосуществлению их основной задачи - поддержания равновесного баланса прав различных людей, что противоречит конституционным принципам правового государства.

При этом свои проблемы связаны с реализацией каждой отдельной обязанности. В числе таковых может быть отсутствие нормативно-правовых актов, которые конкретизируют как саму обязанность, так и порядок ее выполнения, а также меру ответственности за невыполнение таковой. Еще одним препятствием к выполнению обязанности может стать наличие широкой нормативной регламентации исполнения обязанности, содержащаяся в большом количестве актов разных законодательных органов. Это в свою очередь приводит к противоречиям указанных актов друг другу, что делает исполнение гражданином обязанности трудновыполнимой задачей. Конечно же, может иметь место нежелание самого гражданина выполнять обязанность либо уклонение от ее исполнения.

В завершение данной главы хотелось бы отметить, что в Российской Федерации существуют различные виды гарантий прав и свобод граждан. Ряд из них является законодательно закрепленными (юридические гарантии).

К их числу относится установленная законом административная ответственность за нарушение прав и обязанностей граждан.

Однако, несмотря на наличие в нашей стране гарантий прав и обязанностей граждан, их нарушения еще имеют место быть. Наиболее значимыми для граждан и остро переживаемыми являются нарушения социально-экономических прав жителей, признанных гарантировать достойный для человека уровень жизни, невозможность их реализации, что ведет к недоверию населения власти, порождает инертность у многих граждан к защите своих прав, неверие в возможность их реализации.

  

Заключение

При изучении выбранной мною темы, было установлено, что права и обязанности составляют основу административно-правового статус граждан РФ, который в свою очередь является составной частью их общего правового положения.

При рассмотрении вопроса об истории становления и развития прав и обязанностей граждан было обращено внимание на то, что в современной Конституции отсутствует отдельная глава об обязанностях граждан.

Однако, признавая исторический опыт конституционного законодательства и, учитывая тот факт, что в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г. а также в Конституциях РСФСР 1937 г. и 1978 г. статьи, закрепляющие обязанности также, как и в Конституции РФ 1993 г., содержались в главах, посвященных правам и свободам человека и гражданина, я думаю следует воспроизвести прежние формулировки названия главы, т.е. вместо «Права и свободы человека и гражданина» - «Права, свободы и обязанности человека и гражданина».

Также при исследовании вопросов реализации и охраны прав и обязанностей граждан в современной России были выявлены проблемы  в правовом механизме их осуществления. И я считаю, что он  нуждается в серьезной доработке.  Без такого механизма невозможна реализация  прав и обязанностей без серьёзных структурных и нравственных деформаций.

Восполнение пробелов в законодательстве, регулирующих юридические права и обязанности граждан, а также толкование норм права их содержащих - важнейшее условие и проблема функционирования правового механизма реализации прав и обязанностей граждан РФ на современном этапе.

 

Список использованной литературы

 

Официальные документы

  1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – Москва: Проспект, 2018. – 32 с.;
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 13  - Ст. 1447.;
  3.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 1 октября 2017г.). – Москва: Проспект, 2017. – 640 с.;
  4.  Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 22  - Ст.2031;
  5. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918).  URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения 22.04.2018 г.);
  6. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1924/red_1924/5508665/ (дата обращения 22.04.2018 г.);
  7. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1925/red_1925/185477/chapter/3c1d312a9c6c4a13a02d7900fa6f03a9/ (дата обращения 27.04.2018 г.);
  8. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/red_1936/3958676/ (дата обращения 27.04.2018 г.);
  9. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1937/red_1937/3959896/ (дата обращения 27.04.2018 г.);
  10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик" (принята ВС СССР 07.10.1977). Конституция СССР 1977 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=3009#01465794347942082 (дата обращения 28.04.2018 г.);
  11. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/ (дата обращения 28.04.2018 г.).

 

Иная литература

  1. Алехин А.П. Административное право России. Общая часть: учебник для вузов/ А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий— М.: Зерцало-М, 2016.— 480 c.
  2. Афамготов Э.М. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. / Э.М. Афамготов // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2005г. — № 1. С.107-109.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право России  : учебник / Д. Н. Бахрах. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Эксмо, 2010. - 607 с.
  4. Звоненко Д. П. Административное право :Учебник /Д. П. Звоненко, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов. - учеб. изд. - М. :Юстицинформ,2007. - 416 с.
  5. Ковалев В.В. Механизм и проблемы реализации обязанностей человека и гражданина в РФ / В.В. Ковалев, А.В. Мелкумян. // Гуманитарные и юридические исследования. – 2014 г. С.101-102.
  6. Медведева О.И. Проблемы реализации конституционных прав и свобод личности / О.И. Медведева. // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2015г. - Выпуск №3-4 (июль-декабрь). С. 835-839.
  7. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации : учеб- ник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров.  - М. : Издательство Юрайт, 2014. — 519 с.
  8. Ратьковский И. С. История Советской России / И. С. Ратьковский, М. В.  Ходяков. - СПб.: Издательство "Лань", 2001. - 327 с.
  9. Россинский Б.В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017 – 352 с.


[1] Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918).  URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения 22.04.2018 г.)

[2] Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1925/red_1925/185477/chapter/3c1d312a9c6c4a13a02d7900fa6f03a9/ (дата обращения 27.04.2018 г.)

[3] См. об этом: Ратьковский И. С. История Советской России / И. С. Ратьковский, М. В.  Ходяков. - СПб.: Издательство "Лань", 2001. - 327 с. С.135.

[4] Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/red_1936/3958676/ (дата обращения 27.04.2018 г.)

[5] Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1937/red_1937/3959896/ (дата обращения 27.04.2018 г.).

[6] Конституция Российской Федерации (с гимном России). – Москва: Проспект, 2018. – 32 с.

[7] Россинский Б.В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017 – 352 с. С. 63.

[8] Бахрах Д.Н. Административное право России  : учебник / Д. Н. Бахрах. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Эксмо, 2010. - 607 с. С. 78.

[9] Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 22  - Ст.2031.

[10] Афамготов Э.М. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. / Э.М. Афамготов // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2005г. — № 1. С.107-109.

[11] Звоненко Д. П. Административное право :Учебник /Д. П. Звоненко, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов. - учеб. изд. - М. : Юстицинформ,2007. - 416 с. С. 226.

[12] Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации : учеб- ник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров.  - М. : Издательство Юрайт, 2014. — 519 с. С. 64.

[13] Конституция Российской Федерации (с гимном России). – Москва: Проспект, 2018. – 32 с. С.12.

[14] Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 13  - Ст. 1447.

[15] Россинский Б.В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017 – 352 с. С.230.

[16] Алехин А.П. Административное право России. Общая часть: учебник для вузов/ А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий— М.: Зерцало-М, 2016.— 480 c. С.305.

[17] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 1 октября 2017г.). – Москва: Проспект, 2017. – 640 с.37-47.

[18] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 1 октября 2017г.). – Москва: Проспект, 2017. – 640 с. С.48-52.

[19] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 1 октября 2017г.). – Москва: Проспект, 2017. – 640 с. С.52-53.

[20] Медведева О.И. Проблемы реализации конституционных прав и свобод личности / О.И. Медведева. // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2015г. - Выпуск №3-4 (июль-декабрь). С. 835-839.

[21] Ковалев В.В. Механизм и проблемы реализации обязанностей человека и гражданина в РФ / В.В. Ковалев, А.В. Мелкумян. // Гуманитарные и юридические исследования. – 2014 г. С.101-102.