8 495 115 26 13 

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР В АВТОРСКОМ ПРАВЕ.

Содержание:

 

Введение

Раздел I. Авторское право: источники и развитие

Раздел II. Предмет лицензионного договора в авторском праве

Раздел III. Ответственность за нарушение лицензионного договора

Заключение

Список использованной литературы

Источники

 

Введение.

 

Авторское право-один из самых важных аспектов гражданского права России. Часть четвертая гражданского кодекса пронизывает многие сферы нашей жизни и, безусловно, является одним из важнейших элементов российского законодательства. Проблема главы семидесятой, а именно лицензионного договора в авторском праве, его роли в жизни общества, его выполнения стоит и по сей день, поскольку является, без преувеличения, основой общественных отношений в некоторых сферах его деятельности.

Цели: расширить собственный кругозор, раскрыть значение лицензионного договора в авторском праве.

 

Раздел I. Авторское право: источники и развитие.

 

Авторское право это институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

В Средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно.

10 апреля 1710 год. Впервые принят закон-Статут королевы Анны, вводящий авторское право. Закон, принятый британским парламентом, защищает авторов книг, карт и чертежей. Автор произведения обладает правами на своё творение на протяжении 14-ти лет и после истечения этого срока имеет право продлить его ещё на 14 лет. Регистрация производится в судах. До вступления в действие Статута Анны, автор мог продать своё произведение (рукопись) и после этого терял на него права, а издатель получал бессрочные права на приобретённый текст. Таким образом,

британцы видели вред в сохранении монопольных интересов издателей и приняли закон против них1.

1771 год. Книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет.

1774 год-голосование в Палате лордов Великобритании по делу Дональдсона против Беккета. С двукратным преимуществом верхняя палата парламента отвергла идею вечных копирайтов. Отныне копирайт устанавливался на определенный срок, по истечении которого охраняемое авторским правом произведение становилось общественным достоянием. До 1774 года существовал могучий аргумент в пользу вечного действия копирайта с точки зрения общего права. Фактически решение Палаты лордов определяло, что издатели больше не смогут сдерживать рост и развитие культуры и инноваций в Англии.

1783 год. Первый нормативный акт об авторском праве на территории США: закон штата Коннектикут Act for the Encouragement of Literature and Genius (Закон о поощрении литературы и таланта). В период с 1783 по 1786 годы охрана авторского права была введена в 12 из 13 составлявших в то время США штатов.

31 мая 1790 года. Конгресс США принял закон о предоставлении авторских прав, который создал федеральное авторское право и обеспечил его действие на протяжении четырнадцати лет. Если автор оставался жив на момент истечения срока, он имел возможность продлить свои права ещё на четырнадцать лет. Если автору не надо было продлевать свое авторское право, то и обществу также не было нужды настаивать на сохранении

копирайта-труд автора становился общественным достоянием. Так как федеральный закон отменяет действие любого противоречащего закона штата, федеральный закон об охране копирайта вытеснял любые копирайтные законы штатов.

1802 год. Авторским правом разрешено защищать любые издания, вышедшие из типографии.

1828 год. Появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В частности, раздел «О сочинителях и издателях книг», предоставлял авторам исключительные права на собственные произведения на протяжении жизни автора и её наследникам на протяжении 25 лет после смерти автора. Позднее нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т. Х ч.1. Свода законов Российской империи, где сохранились положения, предусматривающие, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.

1830 год. Издан закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который фактически приравнивал авторские права и права собственности, определены понятия контрафактности и предполагалась ответственность за неё.

1831 год. Максимальный период действия авторского права в США увеличен с 28 до 42 лет-посредством увеличения начального срока с 14 до 28 лет с правом пролонгации ещё на 14 лет. Также в число охраняемых авторов включены композиторы-нотные записи произведений запрещено перепечатывать и продавать без разрешения.

1841 год. Первый громкий судебный процесс об авторском праве. Суд признал виновным в нарушении архивиста, который опубликовал письма первого президента США Джорджа Вашингтона в своём журнале.

1845 год. Принят закон относительно авторских прав композиторов. (В России)

1846 год. Авторскими правами наделены художники и архитекторы. (В России)

1853 год. Известная писательница Гарриет Бичер-Стоу обратилась в суд с иском против издателя, который самовольно перевел её книгу «Хижина дяди Тома» на немецкий язык и начал продавать книгу в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, постановив, что перевод-это не просто копирование.

1856 год. Авторским правом разрешено защищать драматические произведения.

1865 год. Авторское право распространяется на фотографии.

1870 год. Все работы по регистрации авторских прав принимает на себя Библиотека Конгресса США. Копирайт распространён на художников и скульпторов. Отдельно отмечено, что право не запрещает переводить литературное произведение на иностранный язык или создавать сценические инсценировки на его основе.

1874 год. Создано Общество русских писателей и драматургов, которое занималось защитой авторских прав, выплачивало авторские гонорары, в том числе через созданную сеть агентов. В театральной сфере закреплялись права на авторские гонорары, а также права исполнителей, нормативно внедренные процентные отчисления от собраний за театральные постановки в пользу авторов.

1886 год. Подписано первое полномасштабное международное соглашение о защите авторских прав-Бернская конвенция. Целью конвенции было обеспечить взаимное признание авторских прав различными государствами и установление международных норм для их защиты. Европейские страны договорились создать единую процедуру регистрации авторских прав, а не регистрировать копирайт в каждом отдельном государстве. Бернская Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. К примеру, в 1908 году было принято решение установить срок действия права в срок жизни автора плюс 50 лет. США присоединились к Бернской Конвенции только век спустя-в 1988 году.

1891 год. США заключили первое соглашение о международной защите авторских прав. Принятие этого закона инициировали американские писатели. Так как США не присоединились к Бернской Конвенции, «пираты» начали активно издавать в США книги европейских писателей по очень низкой цене. Продукция американских писателей по этой же причине стала продаваться плохо.

1897 год. Государственный Совет Российской империи принял решения относительно разработки нового закона, который бы дал ответ на практические вопросы, которые накапливались в этой сфере, и обеспечил эффективную защиту прав авторов произведений и их пользователей.

1897 год. Музыкальные произведения запрещено исполнять без разрешения автора.

1909 год. Максимальный период действия авторского права в США увеличен с 42 до 56 лет-посредством увеличения срока (необязательной) пролонгации с 14 до 28 лет. Начальный (минимальный) срок авторского права оставили таким же-28 лет. Также принято правило, согласно которому авторские права приобретаются после первой публикации (обнародования) произведения.

20 марта 1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права. (В России)

1912 год. Авторским правом разрешено защищать кинофильмы. Ранее они считались отраслью фотографии. Права на фильм принадлежат режиссёру, сценаристу и композитору.

29 декабря 1917 года декрет «О государственном издательстве» предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет.

26 ноября 1918 года декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.

30 января 1925 года во время НЭПа вышел закон «Об основах авторского права».

16 мая 1928 года приняты «Основы авторского права», в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором2.

1952 год. В Женеве, под патронажем ЮНЕСКО, подписана Всемирная конвенция об авторском праве (ВКАП).

1953 год. Авторским правом разрешено защищать абсолютно все литературные произведения.

1967 год. В Стокгольме государства-члены БИРПИ подписали конвенцию, учреждающую создание Всемирной организации по

интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO).

1971 год. В Париже произошел последний пересмотр Бернской конвенции о защите авторских прав.

1973 год. СССР присоединился ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция). Указанное присоединение обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей. Однако в СССР юридическим лицом при отношениях с издательством являлось государство, а не автор3.

1976 год. Срок действия копирайта в США вновь увеличен. Для всех произведений, созданных после 1978 года, устанавливается только один срок действия копирайта — максимальный. Теперь он действует до смерти автора и остаётся в силе ещё 50 лет. Для корпораций срок копирайта составил 75 лет. Произошел отказ от вполне разумного «правила продления», которое означало, что объекты, более не нуждавшиеся в защите, перейдут в общественное достояние быстрее.

1980 год. Копирайтом разрешено защищать компьютерные программы.

1982 год. В законодательство США вносятся дополнения, которые позволяют приговорить нарушителей закона об авторских правах к крупным штрафам и тюремному заключению4.

1983 год. Знаковый судебный процесс. Британская энциклопедия подала в суд на органы школьного образования США, обвинив их в том, что они изготавливают для школ учебные телепередачи, в которых активно используют информацию энциклопедии. Эти передачи транслируются по

многим школам, кроме того, доступ к записям имеют все желающие школьники и их родители. Суд встал на сторону Британской Энциклопедии, посчитав, что педагоги нарушили закон об авторских правах.

1987 год. Известный писатель Джером Сэлинджер подал в суд на писателя Йена Хэмилтона, который подготовил его литературную биографию. Сэлинджер обвинил Хэмилтона в незаконном использовании писем, полученных Хэмилтоном от адресатов Сэлинджера. Суд запретил публикацию биографии.

1990 год. Копирайтом разрешено защищать архитектурные проекты, компьютерную графику, художественные постановки и представления.

1991 год. Объектом судебного спора стали телефонные книги. Одна компания-издатель подала в суд на другую, обвинив её в том, что она напечатала аналогичную информацию. Суд постановил, что адреса и телефоны жителей того или иного города не могут защищаться копирайтом, потому что являются «коллекцией фактов», которую каждый вправе собирать и публиковать.

1992 год. Запрещено переписывать и воспроизводить музыкальные записи без разрешения владельцев прав на них. Частная звукозапись разрешена исключительно для домашнего пользования.

3 августа 1992 года, в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ («Авторское право»), где появилось понятие охраны смежных прав.

9 июля 1993 года Президент Российской Федерации подписал Закон «Об авторском праве и смежных правах» (вступил в силу 03 августа 1993 года).

1994 год. Запрещена нелегальная запись выступлений музыкантов и перезапись видеоклипов. В том же году известный музыкант Рой Орбисон подал в суд на группу 2 Live Crew, которая спародировала один из его хитов. Суд встал на сторону 2 Live Crew.

19 июля 1995 года в Закон «Об авторском праве и смежных правах» внесены изменения и дополнения.

1995 год Присоединение Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года)

1995 год. Прецедентный судебный процесс о нарушении авторских прав в Интернете. Один из пользователей сервера вывесил на нём материалы, защищённые копирайтом. Владелец авторских прав подал в суд на владельца сервера. Суд оправдал ответчика.

1998 год. Срок действия авторских прав продлен. Он действует до смерти автора и плюс 70 лет после этого. Новый закон ограничил возможности использования компьютеров для копирования и воспроизводства произведений, защищаемых авторским правом. Копирайтом разрешено защищать форму корпуса судна.

2004 год Внесены поправки в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», в частности:

-восстановлен режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией,

-скорректированы сроки предоставления охраны произведениям,

-введены нормы, призванные обеспечить эффективное правовое регулирование использования объектов авторского права в цифровых сетях.

1 января 2008 года вступила в силу 4 часть Гражданского кодекса РФ5.

 

Раздел II. Предмет лицензионного договора в авторском праве.

 

Лицензионный договор-средство «распоряжения исключительным правом», гражданско-правовой договор, по которому «одна сторона-обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар)-предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или средства в предусмотренных образцом лицензионного договора пределах». Следовательно, в лицензионном договоре могут предоставляться авторские, патентные, смежные, а также другие права.

Исчерпывающее определение лицензионного договора, а именно определение субъектов лицензионного договора, их деятельности, составление лицензионного договора дает нам статья 1235 ГК «Лицензионный договор». Существует несколько видов лицензионного договора. Он может предусматривать неисключительную лицензию или исключительную.

Существует несколько видов лицензионного договора: неисключительная лицензия, исключительная лицензия, принудительная лицензия, сублицензионный договор. Анализ правил ст. 1236 ГК показывает, что в них неисчерпывающим образом указаны виды лицензионного договора. Например, самостоятельными видами лицензионного договора, по существу, являются: 1) сублицензионный договор; 2) принудительная лицензия (ст. 1238, 1239 ГК); 3) упомянутая в 1 ст. 1236 простая (неисключительная) лицензия, которая позволяет лицензиату использовать результат ИД и СИ в пределах, предусмотренных в ЛД, а также лицензиару предоставлять на указанный результат лицензии другим лицам (заключив с ними отдельные ЛД). При этом такие ЛД могут по условиям быть такими же, как и ЛД,

заключенный с первым лицензиатом, но могут и отличаться (предусматривая условия, которых в ЛД, заключенного с первым лицензиатом, нет). Предоставление неисключительной лицензии означает, что лицензиар может предоставлять другим лицам и неограниченное количество лицензий (если иное не предусмотрено в ЛД), все последующие лицензии могут быть только неисключительными. В случае предоставления исключительной лицензии: а) лишает права лицензиара предоставлять лицензии другим лицам; б) не лишает права лицензиата (если иное не предусмотрено в самом ЛД) заключать сублицензионные договоры.

Лицензионному договору в авторском праве посвящена 70 глава ГК. Объектами данной главы являются произведения науки, литературы и искусства, как результата творческой деятельности, соответственно объектом лицензионного договора в авторском праве являются те же элементы (ст. 1286 и ст. 12861 ГК).

Законодательство не содержит легального определения произведения. В литературе произведение обычно рассматривается как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.6

Различают субъективную и объективную новизну творческого результата. Субъективная новизна-это неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя. Объективная новизна-это неизвестность полученного творческого результата не только для лица, получившего результат, но и для остальных лиц. Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной. Вместе с тем авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными и не

повторяющимися при параллельном творчестве. Установление того, является произведение творчески самостоятельным, оригинальным, в случае спора может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы.7

Форма произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем или не связана с ним. В связи с тем, что объект авторского права нематериален, а его форма, в большинстве случаев, имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Следует иметь в виду, что речь идет о разных правах на разные объекты и субъекты этих прав могут не совпадать: собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи (например, на картину или скульптуру). Поэтому интеллектуальные права, в том числе и авторское право, не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1227 ГК).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название и на персонаж произведения, если в силу своего характера они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным для объектов авторского права. Таким образом, охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на любую оригинальную часть произведения.

Однако для распространения правовой защиты, например, на название произведения недостаточно одного лишь творческого происхождения названия, а требуется еще и наличие у него способности к самостоятельному использованию. В отношении названия произведений право на защиту возникает у автора не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением известности под этим названием. Президиум ВАС РФ не

признал название «Энциклопедия для детей» объектом авторского права, мотивировав это тем, что оно не является оригинальным и не может использоваться самостоятельно, а воспринимается публикой лишь как родовое обозначение.8

Некоторые результаты творческой деятельности являются комплексными, состоящими из разнородных элементов, удаление даже одного такого сложного результата из сложного объекта может привести к невозможности использования объекта в целом. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие неимущественные права на этот результат.

Следует также уделить особое внимание элементам, которые не являются объектами авторского права, следовательно, к лицензионному договору в авторском праве не имеют никакого отношения. В соответствии с п. 6. ст. 1259 ГК не являются объектами авторских прав: 1) официальные документы государственных органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие правовые акты, решения судов, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки; 3) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Вместе с тем охраноспособными являются проекты официальных документов, символов и знаков, право авторства на которые принадлежит лицу, создавшему проект (ст. 1264 ГК).

Произведение является объектом авторского права при наличии следующих признаков: 1) творческий характер деятельности по его характеру; 2) наличие объективной формы его выражения.

Авторское право устанавливает юридическую охрану произведений с момента их создания без соблюдения каких-либо формальностей, т. е. по факту возникновения. Поэтому авторско-правовую систему охраны иногда называют созидательской (или фактологической), противопоставляя ее регистрационной системе охраны, свойственной патентному праву.9

Проанализировав все тонкости в отношении объектов авторского права и лицензионного договора, следует перейти непосредственно к статьям главы 70 ГК, регулирующим положения о лицензионном договоре в авторском праве (ст. 1286; 12861; 1287).

Анализ ст. 1286 позволяет сделать следующие выводы: лицензионный договор-самостоятельный вид договоров, по которому предоставляется право использования произведения, сторонами договора выступают лицензиар (автор или соватор) и лицензиат (сторона, которой указанное право передается). Предметом лицензионного договора является предоставление лицензиаром лицензиату права использования произведения в пределах, которые прямо оговорены условиями лицензионного договора, а также то, что лицензиар обязуется предоставить (например, через полгода, через год) право использования произведения лицензиату. Форма лицензионного договора, по общему правилу, письменная. Если письменная форма договора не соблюдена, то это влечет за собой недействительность ЛД. Однако необходимость государственной регистрации лицензионного договора ст. 1286 не предусмотрена. Форма может быть может быть устной (с соблюдением правил ст. 158-162 Г), но только в случаях, когда заключается лицензионный договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании (например, в газете).

Существенными условиями (наряду с предметом) лицензионного договора являются условия о пределах использования произведения

(например, срок использования произведения, тираж, территория использования), а также обязанность начать использование произведения в определенный срок и способ использования (если это издательский лицензионный договор) и условие о размере вознаграждения. Если размер вознаграждения не определен, то лицензионный договор не считается заключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные в п. 3 ст. 424 ГК, не подлежат в данном случае применению.

Теперь раскроем статью 1287 «Особые условия издательского лицензионного договора». Издательский лицензионный договор является самостоятельным видом договора о предоставлении права использования произведения и в то же время особой разновидностью лицензионного договора. По существу, ИЛД (издательский лицензионный договор) будет применяться вместо широко распространенного до 01.01.08 авторского договора на издание произведения. Сторонами ИЛД являются автор (и иной правообладатель произведения), они выступают в качестве лицензиара. Если произведение создано несколькими авторами, то лицензиарами могут быть все соавторы (ст. 1257, 1258 ГК). В качестве лицензиата выступает не любое лицо, а лишь лицо, являющееся издателем (и при этом имеет соответствующую издательскую лицензию). Издателем может быть не только организация, но и ИП.

Предметом ИЛД является предоставление автором (иным правообладателем) произведения именно лицензиату-издательству, обязанность издательства либо издать произведение (любым разрешенным способом или способом, особо оговоренным в ИЛД), либо начать использование произведения (т.е. издать его) в срок, предусмотренный ИЛД. При этом издатель вправе и досрочно издать произведение. Форма ИЛД всегда письменная. Несоблюдение письменной формы ИЛД влечет его недействительность. Однако в ст. 1287 не предусмотрена государственная регистрация ИЛД.

Существенными условиями ИЛД (наряду с предметом договора) являются условия: о сроке начала использования произведения (если хотя бы одна из сторон настояла на включении условия о сроке в ИЛД). Если в ИЛД отсутствует срок начала использования произведения, то использование произведения должно начаться в срок, обычный для данного вида произведений (с учетом способа их использования). При этом необходимо учитывать конкретные обстоятельства (наряду с видом и способом использования произведения: сложившуюся практику такого использования, время, необходимое для подготовки издания, возможности издателя, сроки, когда начиналось использование других таких произведений, наличие полиграфических и т.п. мощностей). Однако, если невозможно определить указанный в ст. 1287 обычный срок ИЛД, тем не менее, считается заключенным, но при этом лицензиар вправе потребовать от лицензиата начать использование произведения. Требование должно быть заявлено в письменной форме (с учетом состава сторон и положений ст. 158-162 ГК), также он вправе назначить конкретный срок для начала использования. Но он должен быть разумным. Лицензиар может (если он не приступит к началу использования) отказаться от ИЛД без возмещения лицензиару причиненных таким отказом убытков. При этом отказ от ИЛД должен иметь письменную форму (иначе были бы нарушены нормы ст. 452 ГК). Может требовать расторжения ИЛД в одностороннем порядке в соответствии со ст. 450 ГК.

 

Раздел III. Ответственность за нарушение лицензионного договора в авторском праве.

 

Авторам предоставлен достаточно широкий спектр способов защиты их прав. Наиболее действенным и востребованным практикой является такой способ защиты авторских прав, как возмещение убытков. Требование о возмещении убытков предъявляется к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности.

По смыслу ст. 1252 ГК основной формой компенсации причиненного потерпевшему материального ущерба является возмещение убытков, включая упущенную выгоду (ст. 15 ГК).

Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, п. 3 ст. 1252 ГК предоставляет потерпевшему возможность требовать компенсацию понесенных убытков. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных законом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости, либо в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., либо в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемом исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Правообладатель вправе потребовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата 

интеллектуальной деятельности либо за допущенное правонарушение в целом.

В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется также путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; компенсации морального вреда. Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. 152 ГК.

В том случае, когда нарушение лицензионного договора в авторском праве приводит к нарушению исключительного права на результат (изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат авторской деятельности или средство индивидуализации), такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации (если иные последствия не предусмотрены ГК).

При достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

Контрафактными (от фр. contrefacon-нарушение прав интеллектуальной собственности10) являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой

нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с законодательством произведений и фонограмм, импортируемых без согласия автора обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

Также говоря о контрафакте, нельзя не вспомнить плагиате, который, к сожалению, не редкость и часто используется в случае нарушения лицензионного договора в авторском праве. Плагиат-присвоение лицом, не являющимся автором конкретного произведения, права авторства на это произведение или его часть. При установлении факта нарушения авторских прав путем присвоения авторства (плагиата) суду надлежит иметь в виду, что указанное деяние может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, в выпуске чужого произведения в полном объеме или частично под своим именем, в издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.11

Суд может наложить арест на все экземпляры произведения и объекты смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

В целях обеспечения исков по делам о нарушении авторских и смежных прав суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия (продажу, импорт либо иное предусмотренное ГК использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в

гражданский оборот экземпляров произведения или объектов смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

 

Заключение.

 

Таким образом, значение лицензионного договора в авторском праве достаточно велико. Он пронизывает, прежде всего, отношения в области литературы, где автор (лицензиар) желает, чтобы издательство (лицензиат) издавало его произведения. Не все издательства честны, многие зарабатывают на обмане, а отсюда и особая важность охраны авторских прав, соблюдения лицензионного договора в авторском праве.

 

Список использованной литературы:

 

1. Статут королевы Анны (Британия. 1709 год)

2. Воронкова М. А., Гаврилов Э. П. «Охрана авторских прав в СССР» М, 1974 г.

3. Закон США об авторских правах 1982 г.

4. Моргунова Е. А. «Авторское право: учебное пособие» отв. ред. В. П. Мозолин, М. 2008.

5. Серебровский В. И. «Вопросы советского авторского права» М., 1955 г.

6. Гаврилов Э. П. Комментарий Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» М., 1996 г.

7. Постановление Президиума ВАС РФ от 2 декабря 1997г. № 4894/97.

8. Дозорцев В. А. «Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: собрание статей» М., 2003 г.

9. Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. «Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие» М., 1999 г.

10. Постановление Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. №14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».

 

Источники:

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Всемирная конвенция об авторском праве.

3. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.