8 495 115 26 13 

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

Содержание:

Введение

Глава I. Государственные услуги в сфере здравоохранения по законодательству РФ

§1. Правовая база для деятельности государственных органов

§2. Практическая реализация правовой базы государственных услуг в сфере здравоохранения по законодательству РФ

Глава II. Государственные услуги в сфере здравоохранения по законодательству Европейского Союза

§1. Система здравоохранения

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение.

 

В современной России идет необычная правовая тенденция переносить законодательство стран Европейского Союза. Широта физической и душевной географии русского человека не находит отражения в российском законодательстве. Есть ряд примеров, когда законы других стран, перенесенные на русское правовое поле, функционируют, но число таких примеров относительно общего количества законов в России мало. Сравнительно-правовая характеристика государственных услуг имеет актуальность, особенно сейчас, когда законодательство России базируется на европейском фундаменте. Россия не отказалась от опыта, полученного в бытность СССР, сохранив его фундаментальные основы, которые перенесла на правовое поле, однако на это же самое поле законодатель наслоил западное законодательство, которое прописано достаточно хорошо, но оно только прописано, в действительности, некоторые опции остаются только на бумаге, население не пользуется частью предоставляемыми государством услугами.

Цели: расширить собственный кругозор, провести сравнительно правовую характеристику государственных услуг: по законодательству РФ и Европейского Союза в сфере здравоохранения.

 

Глава I. Государственные услуги в сфере здравоохранения по законодательству РФ.

§1. Правовая база для деятельности государственных органов.

 

Прежде чем рассуждать, проводить анализ и писать о сравнительно-правовой характеристике следует написать о самой дефиниции государственных услуг, а также о том, что из себя представляет здравоохранение.

Государственная услуга-деятельность, предоставляемая Правительством России, государственным внебюджетным фондом, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги1.

Здравоохранение-это государственная отрасль, организующая и обеспечивающая охрану здоровья населения. Она представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание

здоровой жизни и предоставление медицинской помощи при ухудшении здоровья. Для этого создаются специальные социальные институты.

Все эти социальные институты должны работать в комплексе как единый механизм, как часы. При работе социальных институтов как комплекса, здравоохранение, охрана здоровья населения улучшается. Улучшается общая картина здравоохранения в целом, из самой дефиниции следует, что здравоохранение это совокупность мер. Если один из винтиков механизма, одна из пружинок правового регулирования или стрелочка экономического развития на часах под названием «Здравоохранение» работает плохо, то и вся система, сами часы работают плохо. В дальнейшем анализе будут раскрываться отдельные положения законодательства России, по которым будет видно, что законодательство, во многом схожее с западным, перенятое у западных стран, достаточно хорошо написано, многие аспекты учтены, но не все из них соблюдаются. Пожалуй, данное несоблюдение можно объяснить незаинтересованностью политической в исполнении законодательства о здравоохранении. Скорее, не то чтобы незаинтересованностью, слово «незаинтересованность» в данном контексте неуместно, следует заменить его иным речевым продуктом-«равнодушие». Россия, о чем будет написано далее, социальное государство, но, к сожалению, эта норма, в которой Россия провозглашает себя социальным государством, остается нормой декларативного характера, не имеющая под собой практически никакой силы. На политический пласт проблем наслаивается экономический, обеспечить население качественным бесплатным медицинским обслуживанием удовольствие дорогое, которое может себе позволить не каждое развитое и развивающееся государство, в той же Германии, у которой наше государство перенимает законодательство, изменяя его под свои реалии, уходят немалые средства на обеспечение достойного медицинского обслуживания населения.

Россия является социальным государством, соответственно социальная политика находится не на последнем месте. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Россия проводит политику, по которой создаются условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Проводя правовой анализ статьи 7 Конституции Российской Федерации, следует отметить, что законодатель отдельно выделил охрану здоровья, которая предусмотрительно была отражена законодателем в самой первой и самой важной главе Конституции.

Конституция-это основа законодательства, поэтому важно было выделить первое упоминание о здоровье в Конституции. Самым полным образом вопрос о здравоохранении раскрыт в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. В законе отдельно прописаны приоритеты: а) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; б) приоритет охраны здоровья детей. Данные приоритеты отражены на государственных услугах в сфере здравоохранения, по сути, положения приведенного выше ФЗ не просто отражены, а прямо отражаются в сфере государственных услуг. Государственные услуги в сфере здравоохранения следуют положениям ФЗ, Конституция указывает сам факт того, что охрана здоровья является одной из приоритетных составляющих социальной политики, то, что статья 7 Конституции прописывает, является юридическим фактом, за которым следуют последствия на уровне страны. Коль скоро тема данной работы именно государственные услуги нужно упомянуть о ст. 14 ФЗ, приведенного выше. В статье 14 подробно описаны полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.

Поскольку речь зашла о полномочиях федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья необходимо упомянуть о них, к ним относятся: 1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья; 2) защита прав и свобод человека и гражданина в

сфере охраны здоровья; 3) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья; 4) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации; 5) организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; 6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах; 7) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья; 8) организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья; 9) ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации; 10) установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья; 11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти; 12) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; 13) организация оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти; 14) организация медицинской деятельности,

связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; 15) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований; 16) организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации; 17) организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями; 18) мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий; 19) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация; 20) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации; 21) подготовка и представление палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом, ежегодного государственного доклада о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 22) организация обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

20) организация обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов2.

ФЗ наиболее полным образом приводит перечень государственных услуг. Закон является жутко ссылочным, бланкетным. Для того, чтобы понять многие положения необходимо обладать знаниями в той медицинской области, о которой идет речь. ФЗ ссылается на такие законы как ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Все положения, все, что касается лечения, экспертиз, медицинской продукции, утилизации медицинской продукции, врачебной тайны, клятвы врача, по сути, вся основная информация находится в одном ФЗ, который определяет порядок оказания государственных услуг в сфере здравоохранения. По этой причине закон является таким большим и достаточно сложным для понимания. Однако тот факт, что все основные положения отражены в одном законе, является и большим плюсом, ведь найти какую-либо информацию не очень сложно в отличие от законодательства Евросоюза. О законодательстве Евросоюза в сфере государственных услуг в сфере здравоохранения будет написано далее, и заострять внимание на нем сейчас не имеет логического смысла, иначе будет разорвано повествование. Также хотелось бы добавить, что в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» написаны бланкетные нормы, косвенно отсылающие к законам, в которых дается развернутый ответ на интересующий правоприменителя вопрос. Отсюда и выходит эта жуткая бланкетность федерального закона, по сути, без нее не обойтись. Возможно, в будущем законодатель грамотно разобьет один большой федеральный закон на несколько отдельных ФЗ, но на данный момент, на мой взгляд, это не является целесообразным, поскольку, в

принципе, пользоваться законом удобно. Для рядового гражданина, и не только, вообще для субъекта, не имеющего к медицине, как к науке и к ее отдельным отраслям никакого отношения, закон является средним для понимания: может быть понятен общий смысл какой-либо нормы, но не сама норма полностью. Это не феномен, а вполне закономерный результат, ведь закон прописан не только для граждан, но и, что самое главное, для субъектов деятельности, то есть для медицинских работников. Особые виды медицинской помощи в рамках предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения написаны с применением терминологии, понятной только работникам, осуществляющую данную деятельность. Проще изложить мысль, чтобы смысл какой-либо нормы был понятен всем по определению, исходя из правовой природы самого федерального закона, не возможно.

Такой подробный анализ федерального закона, который является правовой базой государственных услуг в сфере здравоохранения-необходим. Эта необходимость вызвана тем, что для применения закона, нужно понять, как он будет читаться, пониматься его правоприменителями, для этого необходим самый подробный анализ федерального закона. Для многих не имеет значение то обстоятельство, какая характеристика у федерального закона или у иного продукта правовой деятельности, хотя эта характеристика имеет не последнее значение. Бланкетные нормы, отсылочные нормы играют большую роль в конструктивном построении закона, от правового характера норм зависит то, как они будут читаться, пониматься. Закон не должен быть написал легко, это не художественная литература, но и злоупотребление бланкетными и отсылочными нормами мешает быстрому и грамотному оперированию законом. Закон-это инструмент для осуществления какой-либо правовой операции, а любая правовая операция, как и операция в медицинском смысле этого слова, имеет последствия. Во много исход этой операции зависит от правоприменителя, но то, как написан правовой

источник, которым он руководствовался, не менее важно. Ответ может быть написан коротко и лаконично, либо спрятан среди норм, к которым то и дело отсылает закон, являющийся для решения определенной проблемы, основным. Разница между этими двумя нормами, которые будут написаны по-разному, но ободном и том же, будет длиною в пропасть. Необходимо на данном этапе рассуждений перейти непосредственно к продолжению темы данной главы и данного параграфа, не углубляясь в принципы формирования норм и законов, не смотря на то, что эти принципы очень интересны в изучении, но поскольку теме данной главы и данного параграфа, вообще к теме курсовой они не имеют особого отношения я не вижу дальнейшего смысла рассуждать о них.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. Источников много, более того, в законе открытый перечень этих источников, однако сфера здравоохранения, будучи одной из самых дорогих сфер по своему финансовому обеспечению, не смотря на большое количество источников финансирования, постоянно нуждается в финансировании. Сфера здравоохранения одна из самых затратных. Поскольку Россия позиционирует себя как социальное государство, следовательно, на нем лежит бремя выполнения определенных обязательств, в общем-то, не случайно законодатель приводит не один источник финансирования. По сути, речь идет также о поддержке финансирования теми же фондами, которым стало модно перечислять средства, эти фонды перечисляют деньги в необходимые медицинские учреждения для оказания помощи, необходимой для больного. Если бы государственные услуги ограничивались бы только минимумом в 

виде выезда врача на дом и осмотра больного, то вопроса о дополнительных источниках дохода, самого вопроса о дороговизне предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, не шло бы. Но речь идет о предоставлении квалифицированной помощи для самых разных случаев. Отдельные случаи, условно их можно назвать исключительными, требуют большого напряжения моральных и физических сил врачей, все это в совокупности с финансированием на должном уровне. К сожалению, эти исключительные случаи не такая редкость как кажется, а бремя затрат на них берет на себя государство.

Медицинские организации, которые участвуют в реализации программ государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги: 1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами; 2) при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 3) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; 4) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не является причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, которая предоставляется данному пациенту без платы в рамках

программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выдают обязательные для исполнения предписания в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства об обращении лекарственных средств, а также привлекают к ответственности за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья, а также, разумеется, законодательства об обращении лекарственных средств медицинские организации и фармацевтические организации и их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере охраны здоровья, обращения лекарственных средств, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений. Они обращаются в суд с исками, заявлениями о нарушениях законодательства России в сфере охраны здоровья, законодательства России об обращении лекарственных средств. Участвуют в рассмотрении судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств. Также размещают на официальном сайте решения и предписания, принятые в процессе

осуществления государственного контроля в сфере охраны здоровья и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.

В законодательстве Росси, поскольку Россия является в соответствии с Конституцией социальным государством, предложена бесплатная медицинская помощь, точнее говоря, так как написано все в том же ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст. 80 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Данная программа включает в себя: 1) первичную медико-санитарную помощь; 2) специализированную медицинскую помощь, высокотехнологичную медицинскую помощь, являющуюся частью специализированной медицинской помощи; 3) скорую медицинскую помощь, в том числе скорую специализированную; 4) паллиативную медицинскую помощь в медицинских организациях.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан следующие опции, предоставляемых государственных услуг в сфере здравоохранения: 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; 2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям; 3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов - по медицинским и (или) эпидемиологическим

показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и так далее. Также нельзя не вспомнить об обязательном медицинском страховании.

Обязательное медицинское страхование (ОМС)-вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение, при наступлении страхового случая, гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях, установленных Федеральным законом, в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования3.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи).

Субъектами РФ гарантируется также дополнительный объём бесплатной медицинской помощи. Так, например, в Санкт-Петербурге по программе ОМС предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путём, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях

уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в послеродовом периоде, включая аборты, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых. В рамках программы ОМС осуществляется также проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей.

Таким образом, выходит, что основная законодательная база для оказания медицинской помощи, основная законодательная база государственных услуг в сфере здравоохранения, в принципе, заключается в одном федеральном законе, который отсылает к другим менее значимым федеральным законам, по сути, дополняющим основной.

Эскиз нарисован, но эскиз это еще не картина, иными словами, первый параграф данной главы не показывает всего, что хотелось бы обозначить по двум причинам: 1) лимит курсовой работы не предполагает большое количество страниц, в которые уместилась бы информация об обороте лекарственных средств, об их выдаче, о бесплатных операциях и т.п.; 2)законодательная база не показывает всей картины (извиняюсь за тавтологию), дополнить ее может только практика.

 

§2. Практическая реализация правовой базы государственных услуг в сфере здравоохранения по законодательству РФ.

 

К сожалению, не смотря на современный закон, изложено самым полным образом, законодательство реализуется в самой малой его части. Оказывается: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная медицинская помощь; 3) скорая медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Из всего массива ранее перечисленных медицинских услуг оказывается необходимый минимум. Иной раз скорая медицинская помощь не укладывается в норматив по приезду к больному, врачи не всегда обладают высокой квалификацией. Врачебную ошибку доказать крайне сложно, поэтому официально случаев, при которых в неграмотном оказании медицинской помощи виноват врач, мало. Это не утрированное изображение реальности, в Москве, как в центральном и самом густонаселенном месте страны имеют место вышеперечисленные пробелы, в регионах ситуация еще хуже.

Протезирование, бесплатное протезирование, если так можно выразиться «непопулярно». Протезирование, сложные хирургические операции очень дорогостоящее удовольствие, это бремя по оплате подобных услуг возложили на себя фонды, организованные обычными людьми, порой людьми с большой популярностью или достатком, а порой при наличии обоих атрибутов сразу. В Германии, как члене ЕС, лекарства не востребованы, поскольку лицам, имеющим немецкое гражданство, проработавшим на Германию всю свою жизнь предоставляется услуга того же бесплатного протезирования. Например, пенсионерке не нужно тратиться на вакцины с обезболивающим для своего колена, ей проще поставить бесплатный протез.

Справедливости ради следует отметить, что в России потихоньку входит в обыкновение проводить тяжелые хирургические операции бесплатно, это помогает спасти много жизней. У большинства людей нет финансовых возможностей для лечения за границей, фонды не могут обеспечить всех своей финансовой поддержкой, но последние веяния показывают, что Россия, будучи социальным государством, способна поднять уровень своей медицинской сферы, однако Россия по-прежнему далека от идеала, здесь важно отметить, что дело уже не в законе. Закон современный и прогрессивный, но написанный под реальности Германии. Россия на данном этапе развития пока не способна гарантировать выполнения всех функций описанных в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но предпосылки к полной реализации ФЗ есть.

Более того, учитывая потенциал хирургии, которая является одной из самых развитых отраслей медицины, потенциал других отраслей медицины, моду на медицинские центры, Россия способна реализовать ряд современных медицинских программ, доступных для населения.

Одной из основных проблем государственных услуг в сфере здравоохранения является дороговизна обеспечения этих услуг для государства. Поэтому многие нормы ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не исполняются в полной мере. Проблема финансирования является, на мой взгляд, ключевой в сфере предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения. В других странах эта проблема также имеется, на нее обращается особое внимание. Например, в Нидерландах, чтобы сократить расходы на государственные услуги в сфере здравоохранения, государство с 2006 года обязало граждан к частному медицинскому страхованию. России, на мой взгляд, эта мера не подойдет, поскольку надзор за частным сектором в нашем государстве развит слабо, более того это породит большие коррупционные метастазы.

Государственные органы, осуществляющие надзор и контроль з исполнением законодательства будут паразитировать на организациях. Следует совершенствовать действующую систему, которая формировалась не с пустого места. Даже если государство появилось недавно, а Россия в своем современном облике прожила чуть более 20 лет, это не значит, что оно, полностью, не задумываясь копирует чужой опыт, не имея своего. Россия, имея опыт СССР, перенесла законодательство западных стран, получается вообще особый случай, когда государство вроде бы и не забыло тот опыт, который получило, но с другой стороны-активно перенимает все, что есть на западе, адаптируя под реалии своей бытности.

Необходимо отметить, что бездумный перенос западных норм на правовое поле России показывает как безграмотность людей, осуществляющих этот процесс, так и отсутствие результата в будущем у этого процесса, поскольку не учтен один очень важный фактор, который зачастую остается без внимания-менталитет. Именно менталитет накладывает особенности на само правовое бытие нашей страны. В случае с предоставлением государственных услуг в сфере здравоохранения опыт СССР в сфере здравоохранения учтен, но на него еще наложены законы западных стран, позиционирующих себя как развитых.

 

Глава II. Государственные услуги в сфере здравоохранения по законодательству Европейского Союза.

 

§1. Система здравоохранения.

 

Прежде чем приступить к дальнейшему анализу данного параграфа следует отметить, что Европейский Союз-это конфедерация. В ЕС нет конкретного общего ФЗ о здравоохранении как в России, в Европейском Союзе действуют законы его членов, которые подведены под общий стандарт.

Свободный выбор врача или больницы, не только у себя в городе или в стране, а во всех странах Евросоюза-это право пациента подтвердил Европарламент. Он высказался за медицину без границ. Свобода выбора врача или больницы в любой стране существовала всегда, но только для богатых пациентов, которые оплачивают лечение за свой счет или, иначе говоря, из своего кармана. Теперь же Европарламент обязал медицинские страховые компании оплачивать медицинское обслуживание в других странах Евросоюза и для рядовых граждан, которые, конечно, проживают только в странах, принадлежащих к Евросоюзу. Причем, речь не только о несчастных случаях или острых заболеваниях, но и о лечении хронических заболеваний и проведении плановых операций. Петер Лизе, являющийся депутатом Европарламента от немецкой правящей партии «Христианско-демократического союза», активно поддерживал идею «медицины без границ». Он уверен, что выиграют, прежде всего, те пациенты, которые вынуждены ждать очереди на операцию или лечение в своих странах. Например, в Германии - длинные очереди на трансплантацию органов. Если в одной из стран ЕС операцию можно провести быстрее, пациент может отправиться туда.

Система здравоохранения в ЕС построена на основе общих принципов организации здравоохранения-это абсолютный доступ к лечению и страхованию, и отличный уровень медицинской помощи. Несмотря на значительное сходство существующих европейских систем здравоохранения, каждая отдельно взятая национальная система была создана с учетом влияния экономических, исторических, культурных и политических факторов.

Мощным фактором в системе здравоохранения многих развитых стран Европы является обязательное социальное государственное медицинское страхование. Хотя системы здравоохранения в европейских странах и отличаются между собой, но задачи у них общие: обеспечить общедоступность и высокую результативность медицинского обслуживания, рационально использовать ресурсы, повысить качество услуг, а также больше прислушиваться к пожеланиям пациентов.

В странах ЕС функционируют разнообразные системы медицинского страхования. Условно, их можно разделить на 4 категории: дополнительные, замещающие, дубликатные, обязательные, причем первые 3 из них-добровольные. Кроме того, выделяют частное и государственное (социальное) медицинское страхование. Государственное страхование в большинстве случаев является обязательным, а механизмы его финансового обеспечения и предоставления медицинской помощи значительно отличаются в разных странах. Частное медицинское страхование обязательно только в одной стране-члене ЕС-в Нидерландах, где каждый житель в возрасте старше 18 лет должен приобрести страховой полис, включающий минимальное страховое покрытие, а дополнительные услуги приобретаются добровольно.

Государственное медицинское страхование сильно развито в Великобритании, Норвегии, Чехии, Швеции и Франции. Его обязательность в 

Великобритании и Франции оказывает значительное конкурентное давление на частных страховщиков.

Германия. Следует начать с 1991 года. После воссоединения в 1991 году в ГДР были закрыты обычные поликлиники и преобразованы в кабинеты врачей. Государственные органы здравоохранения не играют абсолютно никакой роли в сфере здравоохранения за исключением бедствий и катастроф. Все университетские больницы (клиники) со стационарным лечением, остались в руках государства. Для обеспечения финансирования, немецкие больницы заключают контракты со страховыми компаниями, а также получают государственные инвестиционные субсидии из налоговых поступлений. Таким образом, обеспечивается двойное финансирование, которое полностью отделено от финансирования врачебных кабинетов (практик). Многочисленные реформы законодательства в области здравоохранения пытались предотвратить угрозу надвигающегося двойного финансирования дорогостоящей инфраструктуры (например: приобретение медицинского оборудования). Попытки объединения академической и комплементарной медицины, в Германии известны под новым понятием интегративной медицины.

В 2007 г. в Германии был принят закон об обязательном государственном медицинском страховании для всех проживающих в стране и с 1 июня 2004 г. соглашение, которое гарантирует бесплатное медицинское обслуживание для всех граждан ЕС4.

Оплата страховых взносов в Германии проводится работодателями и нанятыми работниками на паритетных началах. Для студентов разработаны специальные схемы страхования с более выгодными ставками. Следует отдельно подчеркнуть, что медицинское страхование в этой стране является частью системы социального обеспечения.

Оплата медицинских услуг и лекарственных средств в случае государственного страхования проводится страховиком сразу, а при частном-пациент сначала оплачивает счет сам, а затем стоимость полученных услуг и приобретенных препаратов ему возмещает страховик.

Большая часть немецкого населения застрахована в государственных медицинских страховых компаниях. Государственное медицинское страхование в Германии, наряду с пенсионной страховкой, страховкой от несчастного случая, страховкой по безработице и страховкой по медицинскому уходу, является основной составной частью немецкой социальной страховой системы и одним из основных звеньев немецкой системы здравоохранения.

Медицинское страхование в Германии является обязательным для всего работающего и других групп населения. Медицинское страхование, при учёте определённых условий, может выбираться страхователем по своему желанию самостоятельно5.

Первый закон об обязательном медицинском страховании для работающего населения вступил в силу по всей Германии 15 июня 1883 года. До этого момента, с апреля 1869 года был активным закон о медицинском страховании только на территории Баварии. Эти два закона по сути явились основоположниками введения в дальнейшем обязательной системы здравоохранения по всему миру.

Все страхователи, имеющие государственный медицинский страховой полис, имеют право на практически одинаковый спектр предоставляемых медицинских услуг. Получаемый объём медицинской помощи при государственном медицинском страховании, не зависим от величины страхового взноса. Стоимость медицинской страховки для каждого из граждан определяется согласно его доходу. Члены семьи при этом (при

определённых условиях) могут быть дополнительно внесены в страховой полис без увеличения размера страховой суммы.

Определённая группа населения Германии, например, руководители частных компаний, лица, которые занимают общественные должности, которые занимаются публичной деятельностью, работающие в социальных государственных структурах и пр., имеет право на частное медицинское страхование. Доход этой части населения позволяет им отказаться от государственной обязательной страховки и перейти в частное медицинское страхование. Частное медицинское страхование предлагает более обширный спектр предоставляемых медицинских услуг, нежели государственное страхование. Спектр медицинских услуг может выбираться страхователем по своему желанию, в связи с чем в значительной степени варьирует и сумма страхового полиса. Размеры страховых взносов зависят так же от общего состояния здоровья застрахованного лица, пола и возраста страхователя.

Вносимые страхователями суммы в большей степени покрывают расходы и тем самым являются основным источником финансирования системы здравоохранения Германии. Некоторые области системы здравоохранения получают так же дополнительную финансовую поддержку из других источников финансирования, а именно от частных лиц и организаций, различных государственных структур6.

Наряду с этим, вне медицинского страхования находится определённый перечень медицинских услуг, не включенный в медицинский страховой полис и оплачиваются страхователем самостоятельно. К их числу можно отнести так называемые «индивидуальные медицинские услуги»: фитнес, пластические операции, ряд медикаментов, альтернативная медицина и др.

Франция. Государственное медицинское страховании является обязательным и во Франции. Основной фонд охватывает около 80% населения, есть еще 2 дополнительных фонда, предназначенных для частных предпринимателей и работающих в сфере сельского хозяйства. Фонды наполняются за счет взносов работодателей, наемных работников, а также подоходного налога (для предпринимателей). Страховой взнос, взимаемый с наемных работников, составляет 20% их дохода до выплаты налогов.

Распределение средств фондов социального страхования контролируется совместно работодателями, представителями профсоюзов и государством7.

Государственная система страхования во Франции покрывает расходы на стационарное и амбулаторное лечение, а также возмещает расходы на лекарственные средства, относящиеся к рецептурной группе. При этом в значительной степени она не покрывает стоматологическое и офтальмологическое лечение, профилактические услуги-в ограниченной степени и для определенных групп населения.

Нидерланды. Нидерланды-единственная страна в ЕС, где на законодательном уровне закреплено обязательное частное медицинское страхование. Соответствующее законодательство было принято в 2006 г. для сокращения государственных расходов на здравоохранение, размер которых достиг критической для государственного бюджета отметки. Теперь каждый житель страны обязан приобрести базовый страховой полис, объем которого определяют государственные регуляторные органы, а страховые компании, в свою очередь, не имеют права отказать кому-либо в предоставлении страховки. Частные страховые компании, возмещают стоимость амбулаторного и стационарного медицинского обслуживания, услуг врачей общей практики, психиатрической помощи и лекарственных средств, услуги

стоматологов, офтальмологов, физиотерапевтов, а также специалистов, работающих в сфере нетрадиционной медицины. Обязательное частное страхование охватывает около 99% населения Нидерландов8.

Наряду с частной системой страхования одновременно продолжает действовать государственная, покрывающая все население Нидерландов. Государственная система страхования покрывает расходы на уход за лицами пожилого возраста, пациентами с хроническими заболеваниями или с нарушениями психики и применим ко всем гражданам этой страны.

Обязательное частное страхование не распространяется только на граждан в возрасте до 18 лет, поскольку все расходы на их лечение покрывает государство, и новоприбывших жителей страны, иначе говоря мигрантов, которых, в силу различных факторов в Европе стало больше, в течение первых 4 месяцев проживания. Его стоимость не зависит от индивидуальных характеристик пациента, которые определяют риск наступления страхового случая.

В Нидерландах остается 1% незастрахованного населения, которое может присоединиться к программе, но при этом в течение последующих 5 лет выплачивать дополнительно 30% сверх ежемесячного страхового взноса.

Правительство Нидерландов мотивировало переход на обязательное частное страхование тем, что это позволит снизить расходы на предоставление медицинской помощи как самого государства, так и потребителей, а также повысить ее качество, что объясняется механизмами конкуренции на рынке услуг страхования.

Великобритания. Государственное медицинское страхование в Великобритании является бесплатным и покрывает все виды медицинских услуг и лекарственные средства, назначенные врачом.

Организацией предоставления медицинского обслуживания занимается государственная организация Национальная служба здравоохранения (NHS). Она оплачивает стационарное и амбулаторное лечение, услуги врачей общей практики, узкопрофильных специалистов, лекарственные средства, стоматологические услуги, психиатрическую помощь, реабилитацию и др.

Несмотря на то, что в ЕС не общего нормативного акта, в котором были бы закреплены положения, касающиеся сферы здравоохранения, Европейский Союз выпускает отдельные акты, применительно к сфере здравоохранения.

Подробно законодательство каждого государства, входящего в ЕС рассмотреть невозможно, даже если подробно рассматривать законодательство лидирующих стран Евросоюза, объем курсовой работы перерастет в объем дипломной работы, поэтому, чтобы не выходить за рамки, отведенные положением, я описал общую характеристику системы здравоохранения в различных странах ЕС, приведя небольшую статистику.

Евросоюз далеко продвинулся в социальном обеспечении своих граждан, однако это ему дорого обходится. Социальное обеспечение-это роскошь, которую может позволить себе не каждое государство. Германия, о которой много было написано ранее, которая, по сути, если взять тот же уголовный кодекс РФ, стала страной-образцом для перенесения норм права, тратит громадные деньги на то, чтобы эта социальная поддержка была, на то, чтобы было реальное подтверждение слов написанных в законе. К сожалению, в России многие позиции остаются просто нормой, написанной в законе без реализации. Некоторые операции, являющие дорогими, сложными по своему исполнению не доступны для большей части населения России из-за большой очереди и востребованности таких операций. Следует учитывать еще тот факт, который скорее будет служить оправданием того, что не все

нормы работают. Этим фактом является то обстоятельство, что Россия федеративное, но единое государство, а Евросоюз-конфедерация, то есть союз государств, развитие которых розниться. По законодательству стран, входящих в ЕС, о чем было написано ранее, если нет возможности оказать медицинскую помощь в одной стране, она на достойном уровне оказывается в другой. Так, например, если для операции гражданину Франции необходимы протезы, которых нет в его родной стране, то ему могут провести операцию по протезированию в другой стране, входящей в Евросоюз, например, все в той же Германии.

 

Заключение.

 

Таким образом, хотелось бы подвести итог. Услуги в сфере здравоохранения прописаны в законодательстве России и ЕС примерно одинаково, за исключением отдельных положений, об ответственности лечебных учреждений, предоставляющих государственные услуги в сфере здравоохранения, сам перечень предоставляемых услуг также отличается, в России, например, нельзя проводить эвтаназию, что прямо указано в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Основное отличие заключается в исполнении закона. Местами с моей стороны проходила критика в сторону российского законодательства, которое мы рассматривали самым подробным образом. Критика не без основательна, однако местами, может быть, некоторые мои взгляды были утрированы, ведь помимо фактов, мы приводили и свою точку зрения, основанную на этих фактах. Европейское законодательство-законодательство прогрессивное, но это самое законодательство основано на других экономических реалиях, нежели в нашей стране. Мы переняли законодательство европейских стран в сфере оказания государственных услуг в сфере здравоохранения, не имея для ряда услуг широкой экономической базы и практики, при этом, следует отметить, что второе не менее важно. Поэтому очень важно не просто переносить зарубежный опыт и стараться его культивировать на нашей земле, но и перед этим подготовиться экономически, дойти до такого развитого уровня в правовом смысле этого слова, вообще дорасти во многих аспектах до тех стран, у которых мы имеем обыкновение что-либо перенимать.

В российском законодательстве, в целом, наиболее полно отражены принцы предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения.

 

Список использованной литературы:

 

1. Хайдуков Д.С. Особенности обучения специалистов Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг// Мировой опыт и отечественные традиции управления человеческими ресурсами: Сб. материалов Второй Международной научно-практической конференции МГУ / Под общ. ред. д.ф.н., проф. В. П. Пугачева;.-.М.: МАКС Пресс, 2010.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

4. Prölss / Martin: Закон о договорах страхования. Комментарий 28 изд Мюнхен 2010. Издательство: Ч Бек.

5. Gesetz über den Versicherungsvertrag (Закон о договоре страхования в редакции 2008).

6. Вольфганг Ромер: Реформа страхового договорного права, Гумбольдт Форум, издательство Walter de Gruyter Берлин 2009г.

7. Le code de la santé publique (Кодекс здравоохранения в редакции 2005).

8. Het recht op gezondheidszorg. (Право на охрану здоровья)