8 495 115 26 13 

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

Содержание

Введение

1.Законность и правопорядок

1.1. Возникновение и развитие законности

1.2. Признаки законности

1.3. Принципы законности

1.4.Понятие правопорядка

2. Гарантии и способы обеспечения законности и правопорядка

2.1. Понятие гарантий

2.2. Виды  гарантий

2.3. Основные способы обеспечения законности и правопорядка

3. Значение обеспечения законности и правопорядка

3.1. Значение обеспечения законности и правопорядка для каждого государства

3.2. Значение обеспечения законности и правопорядка для современной России

Заключение

Список использованной литературы

 

 Введение

Одно из самых важных и значимых положений в обеспечении стабильной жизни общества  занимают  законность и правопорядок.  Соблюдение законов дает возможность существовать и развиваться любому цивилизованному обществу, потому что это рациональный и осмысленный путь совершенствования человечества, исключающий господства всемирного хаоса и могущества непросвещенности. 

Категории законности и правопорядка  основываются на одинаковых принципах: они связаны с осуществлением власти. Также существуют определенные отличия, выражающие их специфику.

Мало декларировать законность и правопорядок,  должны существовать гарантии  реального действия и эффективности этих ценностей. Здесь мы можем размышлять о целой совокупности методов, которые гарантируют поддержание законности и правопорядка в обществе.

В данной работе я попробую определить сущность законности и правопорядка, понять их значение и необходимость для современной России, выделить и проанализировать гарантии и иные способы обеспечения законности и правопорядка.

 

1. Законность и правопорядок

 

1.1. История возникновения и развития законности

Итак,  законность - это постоянно развивающееся вместе с обществом и правом  явление.

Еще древние римские юристы провозглашали:   "Закон превыше всего", "Закон суров, но это закон". Эти высказывания наполнены смыслом и мудростью. Право в Древнем Риме считалось  искусством добра и справедливости. Закон мыслился как идеал.

Контроль  и надзор за соблюдением законов обычно являлись одними из важнейших направлений любого государства. Необходимо было контролировать уровень законности как народом, так и представителями власти.

Первое обращение к закону  в истории нашей страны соответствует периоду зарождения  государства и права на Руси. Формируется осознание важности  и роли  законности в общественном сознании,  оно отражается в законодательной деятельности Древней Руси.  Это проявилось в создании первого сводного акта древнерусского государства – «Русской правды»  для обеспечения законности правосудия.

Главная роль закона  в обеспечении защиты прав и свобод личности,  необходимость существования целой системы методов  для обеспечения законности  и правопорядка  являются следствием многолетнего генезиса категории законности.  В современном мире спустя  многочисленные трансформации общественного строя мы видим сохранение интереса к этой категории. Законность  воспринимается в принятом в развитых обществах  демократическом понимании, без признаков той или иной идеологии. Можно наблюдать отражение принципов законности в нормативно-правовых актах, начиная с Конституции РФ.

 

1.2.  Признаки законности

Понятие законности рассматривается многими учеными-юристами с разных сторон: оно может  выступать в качестве принципа, средства и режима. Но нет сомнения, что законность  является  необходимым, существенным, неотъемлемым свойством правового регулирования, без которого оно не может существовать и мыслиться.

Однако, несмотря на всю свою разносторонность, можно вывести достаточно  точное и лаконичное определение. По мнению В.Н. Протасова, законность – это  правовой режим общественной жизни, состоящий в строгом, неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами права юридических предписаний, установленных демократическим правовым государством[1]

Следует уделить особое внимание тому, что можно подразумевать под «соблюдением». Так, мы можем понимать соответствие деятельности субъектов права юридическим нормам.  Но в литературе поднимается проблема недостатка определений законности только через соблюдение законов.  Они не касаются вопроса об основных чертах самих законов. Однако законы бывают  как справедливые, гуманные, так и  противоречащие  справедливости. Некоторые ученые-юристы считают, что нельзя согласиться с тем, что соблюдение таких законов  - это законность. Законность должна распространяться не только на область действия законов, но и на законотворчество и все правотворчество.  Следовательно, хоть и соблюдение законности является одним из существенных элементов законности, одного его недостаточно, существуют какие-то универсальные принципы справедливости и морали  (писаные или неписаные).

С другой стороны, не существует идеальных, безукоризненных законов.  Тем не менее, это не может являться  доводом для их несоблюдения, нарушения. Нельзя выбирать,  какие законы справедливы, а какие нет, какие нужно соблюдать, а какие можно и нарушить.
 Выделяется такое явление, как конституционная законность. Под конституционной законностью понимается система юридических средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями.[2] Следуя этому определению, сама Конституция должна содержать эти незыблемые моральные принципы, принципы справедливости, равноправия и свободы и гарантировать их. Однако, в некоторых странах,  например в США и Норвегии,  суд  общей юрисдикции может признать закон неконституционным, а, следовательно, и несправедливым, но, тем не менее, в наибольшем количестве стран проверка конституционности закона остается вправе только за Верховным Судом после предоставления соответствующего запроса.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся дискуссии и разрабатываются новые подходы к пониманию и решению данной проблемы.

 

1.3. Принципы законности

Основными принципами законности выступают: 

а) всеобщность требований законности;

б) непременное верховенство закона над всеми иными нормативно-правовыми актами подзаконного характера, которые должны создаваться исключительно в соответствии с законом. Приоритет закона исходит вследствие того, что он является прямым выражением  народной воли.

В законодательной практике России нередки противоречия между  подзаконными и законными актами, что сказывается на уровне законности в нашей стране.  Нарушение принципа  господствующего положения  закона -  серьезная проблема, требующая немедленного и эффективного решения.

в) единообразие законности. Оно направлено на противостояние влиянию региональных и местных органов власти, потому что законность должна быть одинаковой во всем государстве. Государственные органы обеспечения законности и правопорядка должны иметь централизованное подчинение. 

Проблема единства законности в связи с увеличением сепаратизма регионов и самостоятельности отдельных субъектов власти не решена в настоящий момент. Исключительно федеральная законность готова обеспечить равную правовую защиту всех регионов государства.

В России также часто встречаются противоречия  местных законов федеральным.  Создается «местная» законность. Однако обязательное условие  законности – она должна быть одна, общая.

г) гарантия основных прав и свобод граждан. Законность помогает уважать и защищать права граждан, а также бороться с нарушениями этих прав.  Ст. 2 Конституции РФ утверждает: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

д) неизбежность расплаты за противоправное деяние.  Законность обеспечивается неотвратимостью наказания, из этого следует его результативность.

Мысль потенциального правонарушителя о том, что ни одно преступление не окажется безнаказанным гораздо эффективнее способствовало бы утверждению законности и правопорядка, снижению преступности, чем суровость расплаты.  Необходимо принимать меры, которые поддерживали бы неотвратимость ответственности за совершение любого правонарушения.

е) непозволительность замещения законности целесообразностью.  Если оценивать закон в аспекте целесообразности, задаваться вопросом необходимости и наличия личной заинтересованности и решать, стоит его исполнять или нет, то в обществе установить правопорядок будет невозможно.

ж) взаимосвязь законности и культурности. Законность – зеркало правовой культуры общества.  Несоблюдение и нарушение законов – одно из проявлений низкого уровня правовой культуры и неразвитости государства. Следовательно, соблюдение законов - способ поднятия степени правовой культуры, формирования правосознания народа, и наоборот: повышение уровня культуры положительно влияет на ситуацию законности.

 

1.4. Понятие правопорядка

С законностью тесно связан правопорядок. Порядок в целом – достаточная степень налаженности, структурированности, организованности какой-либо сферы общественной жизни. Понятие «правопорядок» складывается из двух слов "право" и "порядок", то есть значение права – создавать четкую степень порядка во взаимоотношениях между людьми и объединениями людей. 

Правопорядок есть  часть общественного порядка. Общественный порядок обуславливает соблюдение как правовых, так и иных социальных норм, действующих в обществе (например, корпоративных норм, обычаев), а правовой порядок является  его центральным элементом, так как большое количество наиболее важных общественных отношений регулируется и охраняется правом (например, права и обязанности человека и гражданина,  административные, семейные отношения и другие).  Не нуждаются в  правовой регламентации и не подвергаются контролю права личные, интимные, дружеские отношения.

Выделяют следующие признаки правопорядка:

1)    Определённость: формирование правопорядка на определенных нормах;

2)    Организованность: возникновение правопорядка при необходимости организационной деятельности государства;

3)    Государственная гарантированность: правопорядок обеспечивается государством и охраняется им от правонарушений;

4)    Стабильность: так как правопорядок основывается на правовых нормах, то он должен быть стабильным, устойчивым;

5)    Единство. Также как и законность, правопорядок одинаков на территории всей страны, как в центре, так и в ее субъектах.

Формирование и стабильную деятельность правопорядка сопровождают различные препятствия (в частности, правовой нигилизм, коллизии в праве, пробелы в праве и т.д.),  которые могут помешать удовлетворению правомерных интересов граждан. Для нормального функционирования правопорядка создается такая система правовых средств,  которая позволяет наиболее упорно и гарантированно бороться с этими препятствиями, так как отдельно взятые правовые средства не могут обеспечить должный правопорядок  в обществе.

 Таким образом,  правопорядок – характерная  черта организованности  социальной сферы, результат воздействия на нее системы правовых средств и итог действия законности. 

 

 2. Гарантии и способы обеспечения законности и правопорядка

 

2.1.  Понятие гарантий

Существуют особые механизмы, с помощью которых становится возможным, реализуется и поддерживается режим законности. Гарантии законности и правопорядка – факторы их достижимости, результативности, способствующие их укреплению.  Это совокупность мер, созданных поддерживать законность и правопорядок в обществе.

Определяют несколько видов гарантий: общие и специальные (юридические).  К общим гарантиям относятся: экономические, общественные, политические, организационные, социальные и идеологические.  К специальным гарантиям относятся прокурорский надзор, правосудие, юридическая ответственность за совершение правонарушения и другое. Далее подробнее рассмотрим каждый из этих видов.

 

2.2. Виды гарантий

Позитивное и негативное влияние условий состояния экономики страны  влияет и на состояние законности и правопорядка, так как экономика как явление базисного  порядка (складывающееся независимо от воли людей) имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки (идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием)[3]. Например, такими условиями могут быть  экономический уровень жизни населения, рыночные  отношения, предпринимательство и другое. Одним из проявлений этого влияния может стать, к примеру, экономический кризис, что сопровождается ростом преступности, снижением уровня жизни населения, и, как следствие, меньшей заинтересованности населения соблюдать законы из-за их «невыгодности», возникают массовые волнения. 

Политические гарантии характеризуются высоким уровнем политической стабильности общества, добросовестной и справедливой деятельностью всех властных структур и общественных институтов.  Легальная и легитимная власть позволяет укрепить законность и правопорядок, способствовать защите прав личности.  Однако неблагоприятная конъюнктура ведет за собой разногласие между различными политическими силами, раздор, нарушение здорового функционирования политической и правовой систем.

Уровень законности и правопорядка зависит в очень многом от приоритета определенной идеологии, верховенства обусловленных мировоззренческих убеждений в обществе, характера правовой культуры и степени правосознания, - это и относится к идеологическим гарантиям.  Принципы демократии, идеология гуманизма, высокий уровень правовой культуры могут влечь за собой положительное отношение населения к действующим в демократическом государстве законам. С другой  стороны, давящее, авторитарное правление, злоупотребление законодательной властью, негуманная идеология  и низкий уровень правосознания в обществе  могут предопределять непослушание граждан, несоблюдение ими законов, массовые беспорядки. Просветительская деятельность, правовое воспитание граждан, пропаганда уважения правовых ценностей тоже являются идеологическими гарантиями.  Необходимо также поднимать уровень правовой  культуры особенно у профессионального аппарата, государственных служащих, направлять их на обязательное соблюдение законов, неуважение к коррупции.

Социальные условия также влияют на уважение граждан к закону.  Низкий уровень жизни населения,  бедность,  ярко выраженное социальное неравенство,  высокий уровень загрязнения окружающей среды  также отражаются на степени законности и правопорядка,  из-за этих факторов обостряются социальные конфликты.  Укрепить законность можно только  в итоге создания прочной социальной стабильности, полноценной защите социальных прав и свобод граждан.

Общественными гарантиями является просветительская деятельность общественных институтов, средств массовой информации, объединений по выявлению фактов противозаконных действий. Общественность, публикуя и распространяя важнейшую информацию, стремится доступным языком донести до всех членов общества принципы законности и необходимость соблюдения законов. Также негосударственные  организации могут выявить такие правонарушения, на которые могут «закрыть глаза» правоохранительные органы, тем самым привлекая их внимание и понижая уровень преступности.

Под организационными гарантиями понимается организационная деятельность правоохранительных  и других государственных органов, которая стремится обеспечить законность и правопорядок в обществе, предотвращение правонарушений.

Юридические гарантии более точны и конкретны. Юридическая гарантия – это установленное юридическими нормами или индивидуальным правовым соглашением специальное правовое средство, направленное на обеспечение реализации субъективного юридического права или охраняемого законом интереса. [4] В основном к ним относят деятельность правоохранительных органов и органов правосудия. Рассмотрим их более подробно на примерах деятельности  таких правоохранительных органах как прокуратура Российской Федерации и  ФСБ Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) "О прокуратуре Российской Федерации": « Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации». Целями органов прокуратуры является:

1)         Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

2)         Надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;  судебными приставами; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

3)         Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.[5]

Основными, наиболее важными полномочиями прокурора, которые прямо способствуют обеспечению законности, можно выделить такие, как возбуждение  дел о правонарушениях, требование привлечения нарушивших закон лиц к юридической ответственности, пресечение нарушения закона, протест на противоречащие закону правовые акты, обращение в суд с требованием о признании таких актов недействительными; внесение представлений об устранении нарушений законности.

К деятельности Федеральной службы безопасности мы можем отнести борьбу с преступностью, проведение мероприятий по выявлению и пресечению преступлений и незаконной деятельности общественных объединений, преступных групп и отдельных лиц.

Итак, для обеспечения реализации права  существует множество гарантий:  общественные гарантии служат для  доступности сведений о нарушениях  для общества,  организационные гарантии предполагают обеспечение законности  специальными структурами и так далее.

 

2.3. Основные  способы обеспечения законности и правопорядка

Многие научные деятели юриспруденции выделяют отдельно способы обеспечения законности и правопорядка. Под ними понимают определенную, целенаправленную деятельность государственных органов, отдельных лиц и общественных объединений по недопущению, предотвращению правонарушений, привлечению к ответственности лиц, переступивших закон и восстановлению нарушенных прав.  Так, Васильев А.В. к  таким способам относит:

  1. Контроль над законностью решений судов;
  2. Надзор специализированными органами  власти за соблюдением прав и свобод граждан, прописанных в Конституции РФ;
  3. Создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;
  4. Надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;
  5. Предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение  справедливости

Итак, подытожив все вышесказанное, в совокупности мы можем выделить:

1)    Надзор — это функция государственных органов по систематическому наблюдению за соблюдением законов и иных нормативных актов для того, чтобы обеспечить законность, правопорядок и безопасность граждан.

2)    Контроль  - это функция государственного управления как определенная стадия в цикле управления, проверка на соответствие деятельности  государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан установленным нормам права.

3)    Контрольно-надзорная деятельность – деятельность, обеспечивающая взаимодействие между органами контроля и надзора вместе с теми органами, объединениями и лицами, которые являются подконтрольными и поднадзорными.

 

3. Значение законности и правопорядка.

 

3.1. Значение законности и правопорядка для каждого государства 

Безусловно, высокий уровень законности и правопорядка играет огромную роль в развитии каждого государства. Высокий уровень законности способствует:

А) Строгой, точной, упорядоченной и справедливой деятельности профессионального аппарата, государственных органов, структур, чиновников;

Б) Укреплению и усилению влияния правового государства и институтов гражданского общества;

В) Обеспечению правотворческого и правоприменительного процессов;

Г) Благоприятному развитию экономического курса;

Д) Упрочение гарантий и реализация прав и свобод человека;

Е) Понижению уровня преступности, коррупции в обществе;

Ж) Формированию правовой культуры как общества в целом, так и отдельной личности.

 

3.2. Значение законности и правопорядка для современной России

Неоспорим тот факт, что России, как и многим другим развитым и цивилизованным странам, необходимо поддерживать законность и правопорядок в обществе.  В частности, в экономической сфере, где господствует теневая экономика со своими правилами, в политической сфере, где ведется информационная война, особенно не хватает должного уровня законности.  Низкий уровень правопорядка сказывается на международном престиже нашей страны: во многих иностранных источниках массовой информации часто создается и распространяется негативный образ России, господство криминала и коррупции. Широко распространен правовой нигилизм.

Не соблюдаются основные принципы законности, например, единство законности: на местах часто издаются законы, противоречащие федеральному законодательству. В то же время не должно происходить централизации федеральной власти, ущемление интересов субъектов.  Также не соблюдается принцип неотвратимости наказания за совершение правонарушения, даже не смотря на то, что  в Российской Федерации не отменена смертная казнь. Злоумышленник не осознает наказуемость его деяния. Все это так или иначе складывается на существующем уровне законности и правопорядка.

 

Заключение

В настоящее время наша страна находится  в условиях разгорающихся противоречий, конфликтов как внутри государства, так и на международном уровне. Это приводит к увеличению числа правонарушений, совершение преступлений становится обыденностью.

Эти проблемы создают перед органами государственной власти определенные задачи по эффективному, адаптированному к постоянному изменению экономических, социальных и политических реалий, обеспечению законности и правопорядка.

Только органически взаимодействующая совокупность гарантий и других способов обеспечивает законность.

Проблема уничтожения нарушений законности является одной из наиболее острых и обширных в настоящее время.  Для ее устранения  необходимо устранить объективные факторы, создающие положения  для несоблюдения законов. Основными предпосылками укрепления законности и правопорядка являются развитие демократических институтов, достижение социальной  стабильности в обществе, воспитание населения в духе уважения к законам.

 

Список использованной источников

 

Нормативно-правовые акты:

1)       Конституция (Основной закон) Российской Федерации. — М.:Проспект, 2016.

2) Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) "О прокуратуре Российской Федерации"

3) Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности" от 03.04.1995 N 40-ФЗ (последняя редакция)

 

Учебники и учебные пособия:

1)  С.С. Алексеев Теория права. – М., 1995.

2) А.В. Васильев  Теория государства и права: курс лекций  - М.: Флинта: МПСИ, 2008.

3) С.В. Васильева Конституционное право России: учебник. – М.: Эксмо, 2011

4) А. Б. Венгеров  Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 2. М.,1996.

5)  В. И. Качалов, О.В. Качалова  Правоохранительные органы: курс лекций в схемах и комментариях. — 3-е изд., перераб. и доп. — Волтерс Клувер (англ.)русск., 2010.

6)  В. В. Лазарев  Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001.

7)       Н.И. Матузов, А.В. Малько Теория государства и права: учебник – М.: Юристъ, 2004.

8) А.В.  Мелехин  Теория государства и права — М. : Маркет ДС,

2007.

9) Л.А. Морозова Теория государства и права.  -  М.: Юристъ, 2002.

10) В.Н. Протасов  Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2014.

11) Н.А. Прокопишина Терминологический словарь по философии: к семинарским занятиям для студентов всех специальностей/Под ред.Н.А. Прокопишиной; Новочерк. гос. мелиор. акад., каф.философии.-Новочеркасск, 2007.

12) Н.В.  Румянцев Специальные административно-правовые режимы деятельности органов внутренних дел в современных условиях [Электронный ресурс]: монография/ Румянцев Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

13) О.Ф.Скакун  Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000.

14) Д. М. Фельдман  Эдиционная практика и проблемы текстологии. М.: РГГУ, 2006.  

 

Специальная литература:

1) А.А. Кюрегян  Принципы верховенства права // Молодой ученый. — 2016. — №9

2) М.С. Эдиев  История закрепления принципа законности в государственном управлении в отечественном законодательстве // Молодой ученый. — 2014. — №1.



[1] Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 495 с.

[2] Теория государства и права.  Морозова Л.А.  М.: Юристъ, 2002. — 414 с.

[3] Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 495 с.

[4] Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 495 с.

[5] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) "О прокуратуре Российской Федерации"