8 495 115 26 13 

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Содержание

Введение

1. Право как система

1.1. Понятие системы права. Соотношение понятий «система права» и «правовая система»

1.2. Элементы права как системы

2. Законодательство как система

2.1. Понятие системы законодательства

2.2. Соотношение и взаимосвязь права и законодательства

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Выбранная мною тема достаточно интересна для изучения. Несмотря на то, что система права и система законодательства тесно взаимосвязаны между собой, это разные системы. В своей работе я намерена выявить особенности каждой из систем, их развитие и влияние друг на друга.

Системность – это одно из важнейших качеств права. Систему образуют состав (совокупность необходимых элементов) и структура (взаимосвязь элементов).

При изучении данной темы следует учитывать два момента. Во-первых, термин «система права»  является устаревшим (его ввел еще Г. Ф. Шершеневич). Некорректно говорить «система права», правильнее употреблять термин «состав права».

Во-вторых, необходимо ответить на вопрос: «Почему мы говорим только о системе законодательства, а не обо всей системе официальных источников?». Это я и собираюсь сделать в своей работе.

Данная тема весьма актуальна и значима. Написано большое количество работ (статей, монографий, учебных пособий и так далее), связанных именно с данной проблемой. Многие ученые, правоведы рассматривают различные подходы, которые связаны с взаимодействием этих систем, с характером их влияния друг на друга (например, Перевалов В.Д., Алексеев С.С., Малько А.В. и многие другие).

Изучение данной темы полезно не только для будущих юристов, но и для политиков, социологов, правоведов, общественных деятелей и политологов.

В последнее время законодательство, которое тесно взаимодействует с системой права и тем самым оказывает влияние на ее развитие, подвергается стремительному обновлению. Поэтому данная проблема весьма важна для изучения.

 

1. ПРАВО КАК СИСТЕМА

 

1.1. Понятие системы права. Соотношение понятий «система права» и «правовая система»

Право регулирует поведение и деятельность людей. Оно должным образом организовано, внутренне согласовано и устроено, чтобы избежать внутренних противоречий. Право является специфически юридической регулятивной системой, то есть обладает свойством системности. Именно для выражения этого качества права используется понятие «система права»[1]

Система как философское понятие – это некое целостное явление, состоящее из частей, которые тесно связаны между собой и непосредственно взаимодействуют друг с другом. Всем известно, что как целое невозможно без его элементов, так и отдельные элементы не способны выполнять самостоятельные функции вне системы[2].  Поэтому вопрос о системе права – это вопрос о строении права, о его устройстве и внутренней организации.

Системность присуща праву объективно, и это объясняется тем, что право как система не может быть произвольно образовано, оно обусловлено и определено закономерностями общественной жизни, регулируемой и управляемой социальной сферой.  Данная система является отражением реально существующих и развивающихся общественных отношений и показывает, из каких элементов состоит право и как эти элементы соотносятся между собой и взаимодействуют[3]. На формирование системы права оказывают большое влияние преобладающие в обществе отношения людей, культура, господствующая идеология.

Право как система имеет ряд отличительных черт. К ним можно отнести следующие: единство, целостность, внутренняя расчлененность (наличие элементов), взаимодействие элементов, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, наличие цели.

Многие  авторы, среди которых можно выделить, например, Л.А. Морозову, И.Н. Сенякина, Д.Е. Петрова, термины «система права» и «структура права» используют как синонимы[4]. Однако стоит отметить, что не следует отождествлять эти понятия, и учитывать, что формулировка «система и структура права» некорректна, так как понятие «система права» включает в себя как элементы права, так и его структуру (связь элементов). «Система права» – более широкое понятие, чем «структура права». Структура права невидима и неосязаема, но ее можно познать через изучение двух моментов: свойств элементов и взаимодействия элементов системы права[5].

Также при изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что не следует отождествлять систему права и правовую систему. Эти понятия различны. Правовая система охватывает всю правовую действительность в ее упорядоченном  виде. Говоря о правовой системе, мы имеем в виду  правовую организацию всего общества, совокупность всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Право как система входит в правовую систему наряду с другими элементами: правоотношениями, правосознанием, юридическими фактами, законностью, системой законодательства[6].

Правовая система – это единый, целостный комплекс, который определен закономерностями развития общества, осознан, воспроизводим людьми и их организациями и используется ими для достижения своих  целей и задач.

Данное понятие говорит о том, что право выступает единым образованием, составные части которого логически соединены между собой важными и необходимыми связями и отношениями. Все юридические феномены определенного общества, существующие в конкретных временных рамках и в одном пространстве, сопряжены отношениями единства и общности, которые способствуют их объединению в целостную систему. В правовой системе воедино соединяются естественные потребности людей с их мыслями, чувствами, желаниями, с правовыми традициями и совокупностью технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Это объясняет возможность объединения в правовой системе различных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации[7].

В связи с тем, что составные части правовой системы внутренне согласованы, тесно взаимосвязаны между собой, правовую систему можно определить как целостное образование. По своей природе правовая система самоорганизована, но при этом она управляема со стороны государства и общества, она является продуктом сознательной, волевой деятельности людей[8].                 

К элементам правовой системы принято относить все то, что необходимо для процесса правового регулирования. Но не нужно необоснованно расширять круг этих элементов, как это нередко делают многие авторы. Так, например, профессор Бабаев полагает, что в правовую систему входит «все, что имеет правовую (юридическую) окраску». Однако отношение к праву (юридическую окраску) имеют и правонарушения, но это                                                                      не означает, что правонарушаемость следует относить к элементам правовой системы. Поэтому не все, что находится внутри объекта, является его элементами. Элемент - это важная, значимая и необходимая, функциональная единица системы. А необходимая и достаточная совокупность элементов системы называется ее составом[9].

Понятие «правовая система» используют именно для описания отличий систем права разных государств и разных народов в теории права по историко-правовому и этнокультурному признакам.

Существует ряд критериев, на основе которых происходит классификация правовых систем. Среди них можно выделить следующие: соотношение и использование источников права, строение действующего права, юридическая терминология, правовые принципы и концепции, роль суда в создании прецедентов, происхождение и развитие системы права. Также к критериям классификации правовых систем следует отнести: политические и философские взгляды, общественные идеалы. Все эти критерии выступают в роли системообразующих факторов, которые формируют правовые системы.

Несмотря на то, что выделение правовых систем имеет преимущественно историческое значение, их знание позволяет разбираться в определенных правовых явлениях, разумно применять опыт зарубежных стран, осознавать и понимать общие тенденции правового развития человечества, повышать свою правовую и политическую культуру[10].

Наряду с понятием «правовая система» используется понятие «правовая семья». Под правовой семьей следует понимать объединение несколько схожих по определенным признакам национальных правовых систем, которые обладают общностью: источников права; его структуры; исторического пути правового развития, а нередко и понимания нормы права. На основе этих критерий определяют те или иные правовые семьи[11].

Общепринято выделять романо-германскую (континентальную) и англосаксонскую правовые семьи. В первой основную роль играет статутное право, законы. А в англосаксонской семье основная роль длительное время принадлежала прецедентному праву. Венгеров А. Б. подчеркивает самобытность правовой системы, действующей в США. Она относится к прецедентной системе и в этом смысле сохраняет генетическую связь с англосаксонской семьей, но обладает большим своеобразием[12].

Известный французский ученый Р. Давид выделяет мусульманскую правовую систему, социалистическую правовую систему и некоторые другие системы, называя их правовыми семьями[13].

Для обозначения особенностей социалистической правовой системы он использует такой критерий, как подчинение права политике, для мусульманской – роль религиозного фактора в правовой системе.

К религиозным правовым системам относятся мусульманская и индусская правовые семьи. Основу религиозной правовой системы составляют определенные вероучения. Так, например, источниками мусульманского права являются Коран (священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета), сунна (священное предание о жизни пророка) и иджма (комментарии ислама, составленные его толкователями)[14].

Построение системы права – это своеобразная реакция на развитие и усложнение права. В начале становления правового механизма, когда все законодательство сводилось к одному или нескольким актам, потребности в системе права не было. Данная потребность отсутствует и в современных религиозно-обычных системах, понятие системы права не является востребованным в англосаксонских государствах. Однако для государств романо-германской правовой семьи система права имеет исключительно большое значение. Оно является отражением стремления государств упорядочить все социально-значимые отношения с помощью нормативно-правовых актов[15].

Следует заметить, что система права представляет собой «нормативную почву», она является основой  правовой жизни и входит в ее содержание в качестве одного из элементов. В целом же можно сказать, что система права выступает в роли одного из важнейших средств придания организованности и упорядоченности правовой жизни общества[16].

 

1.2. Элементы права как системы

Право является сложной, многоуровневой, иерархически построенной системой. Для более полного, глубокого и детального изучения права как системы следует определить критерии и основания построения правовой нормы. И именно с этой целью многие правоведы прибегают к использованию различных подходов. Сергей Сергеевич Алексеев, например, использует следующие подходы.

С позиции генетического подхода Сергей Сергеевич выделяет первичные и производные от них критерии. Человек является первичным (естественным) критерием по отношению к праву. Производными же могут выступать различные, оформленные социальные и социально-политические образования (государство, общество). На основе этих критерий возникают системообразующие  право как единое целое связи, а также связи, определяющие его деление на естественное и позитивное. Естественное право - совокупность прав людей, требований, идей, вытекающих из самой природы человека. Позитивное право – система норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, закрепленных в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти), то есть это право, выраженное в законах и других источниках.

Данные критерии также лежат в основе разделения права на частное и публичное. Частное право – это совокупность отраслей права, регулирующих сферу частных интересов индивидов, их объединений и других субъектов права. Публичное право – совокупность отраслей права, регулирующих сферу публичных интересов. Частное право направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц, а позитивное охраняет общие интересы государства.

Именно для того, чтобы более точно и углубленно изучить путь становления и развития права как системы, используют исторический подход. Критерием здесь выступает форма (источник) права. С помощью анализа источника права мы можем разобраться в том, как организовано и устроено право, из каких элементов оно состоит, как эти элементы связаны между собой. На основе данных критерий различают обычное право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право).

Исторический взгляд не только раскрывает связи происхождения системы права, которые лежат в ее основе, но и помогает изучить ход развития изменений системы во времени и пространстве. Это также во многом связано с развитием человека как индивида и как члена различных социальных общностей. Стоит заметить, что здесь значительное влияние  на право оказывают различные религиозные, этнические и идеологические факторы. На этом основании, например, выделяются системы мусульманского права и индусского права.

Системно-структурный срез показывает, каким образом размещены нормы права,  а именно обозначает их конкретное, упорядоченное расположение. Организованность общественных отношений и целенаправленность правового опосредования определяют упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность сочетаний юридических норм. В системе права принято отличать друг от друга структурные образования, основываясь на такие критерии, как сложность строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), степень жесткости, связанность элементов[17].

Общепринято считать, что система права включает в себя следующие элементы: нормы права; правовые институты; подотрасли права; отрасли права. Людмила Александровна Морозова также еще выделяет субинституты права, крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей – материальное и процессуальное право, частное и публичное право, международное и внутригосударственное право.

Исходным, первичным элементом системы права является норма права. Можно сказать, что норма права является своеобразным «атомом» права как системы. В системе права правовые нормы не являются обособленными, соответствуя своему предметному назначению, они объединяются в более крупные образования - институты права.

Институт права - это основной элемент права как системы, который представляет собой совокупность правовых норм, целостно регулирующих определенный предмет отрасли права (однородную группу общественных отношений). Для института права характерны следующие черты:

1) однородность фактического содержания (каждый институт направлен на регулирование отдельной группы отношений либо отдельных действий людей);

2) юридическое единство правовых норм (нормы, которые составляют правовой институт, создают целостный комплекс, они отражены в общих положениях и правовых принципах, что влияет на образование особого, присущего для конкретного вида отношений, правового режима регулирования);

3) нормативная обособленность (обособление норм, входящих в правовой институт, в различных структурных частях нормативно-правового акта, например, в главах, разделах);

4) полнота регулируемых отношений[18].

Примерами правовых институтов могут послужить институт гражданства в конституционном праве, институт необходимой обороны в уголовном праве, институт брака в семейном праве и так далее.

Подотрасль права – это составная часть отрасли права, которая объединяет в себе группу однородных правовых институтов. Изначально подотрасли права возникают на основе одного или нескольких правовых институтов. Но при возникновении определенных условий (например, появляется необходимость в правовом регулировании общественных отношений) подотрасль начинает развиваться по направлению к обособлению в новую самостоятельную отрасль права[19]. Примерами подотраслей могут послужить, например,  муниципальное, избирательное, парламентское право, входящие в состав конституционного права. В гражданском праве в качестве подотраслей можно выделить авторское, обязательственное, наследственное право и так далее.

Главным подразделением системы права является отрасль, имеющая ряд признаков. Отрасль права характеризуется особым предметом и методом, специфическими отраслевыми принципами, способностью взаимодействовать с другими отраслями «на равных правах» (быть с ними одного уровня), наличием обособленного законодательства, потребностью общества в регулировании данной социальной именно на уровне отрасли, тем, что количественная достаточность юридических норм требует отраслевого качества[20].

Критериями деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Те отношения, которые подвергаются правовому урегулированию, составляют предмет правового регулирования. То есть под предметом правового регулирования следует понимать то, на что направленно правовое воздействие. Таким образом, предметом правового регулирования каждой отрасли права выступает конкретная область общественных отношений, которые отличаются от других общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования других отраслей права[21]. В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, «как регулировать?». То есть метод правового регулирования представляет собой совокупность юридических приемов и средств, с помощью которых осуществляется воздействие на общественные отношения[22].

Прежде всего, различают императивный (властный) и диспозитивный методы. Также многие авторы выделяют такие методы правового регулирования, как поощрительный и рекомендательный методы.

Основу права как системы составляют базовые отрасли, наряду с которыми также существуют и комплексные отрасли. К базовым отраслям относится  тот «набор» отраслей,  без которых функционирование любой системы права не представляется возможным. Базовыми отраслями выступают государственное право, гражданское право, административное право, уголовное право и отрасли процессуального права. На основе гражданского и административного права как отраслей, которые представляют частноправовое и публично-правовое начало, создаются отрасли трудового, семейного, земельного, финансового права и другие[23].

Предмет комплексной нормы юридически разнороден, но он целостен. У основной же отрасли наоборот.  Предмет основной отрасли юридически однороден, но единого образования не представляет. Методы, используемые комплексными отраслями права, уникальны, что всегда достигается за счет особого сочетания юридических приемов регулирования[24].

Итак, можно сказать, что отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих  определенную область (сферу) общественных отношений[25].

Таки образом, на основании всего вышесказанного мы можем дать определение системы права. Система права – это единая совокупность нормативно-правовых образований разного уровня, целесообразно связанных и взаимодействующих между собой в масштабе права в целом[26].

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК СИСТЕМА

 

2.1. Понятие системы законодательства

Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативно-правовых актов (законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства), которые в свою очередь, основываясь на различные основания, подразделяются на конкретные составные части[27].

Следует сказать, что в основном существует два подхода к пониманию законодательства: законодательство в широком смысле и  законодательство в узком смысле. В широком смысле законодательство является совокупностью всех нормативно-правовых актов. А согласно узкому пониманию законодательства оно определяется как совокупность актов высшей юридической силы (законов). Определяющим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре. Важно отметить, что понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл – совокупность всех источников и форм права[28].

Система законодательства формируется посредством издания норм права, их закрепления в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложное строение и структуру. Руководствуясь определенными критериями, различают горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства[29].

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства определено предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. Основываясь на данный критерий, выделяются отрасли законодательства, которые соответствуют отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство)[30].

Иерархическая (вертикальная) система законодательства опирается на классификацию нормативных актов по юридической силе и органам, которые их издают. Основанием данной классификации выступает разделение нормативно-правовых актов на законы и подзаконные нормативные акты. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты[31].

В основе построения федеративной системы законодательства лежат два критерия:  федеративная структура государства и круг полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации и Федеративным договором от 31 марта 1992 года выделяют три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (здесь основными нормативно-правовыми актами являются Конституция Российской Федерации, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и другие нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации — республик в составе РФ (конституции республик, законы и другие нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области и городов федерального значения (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления)[32].

Построение комплексных образований в системе законодательства зависит от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним принято относить природоохранное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов). Комплексная отрасль законодательства – это своего рода нормативный массив актов над основной, базовой отраслью или отраслями законодательства[33].

Следует помнить о том, что при построении системы законодательства необходимо размещать те или иные нормы в соответствующие отрасли законодательства, нормативно-правовые акты[34].

 

2.2. Соотношение и взаимосвязь права и законодательства

Необходимо сразу отметить, что теоретически правильная постановка данного вопроса подразумевает соотнесение объективного права не только с законодательством, а со всем объемом официальных источников права. Но так как Россия относится к странам с «писаным» правом, для которых характерно, что главным и основным официальным источником юридических норм  является нормативно-правовой акт, проблема соотнесения права с его формами формулируется и ставится именно таким образом[35].

Проблема соотношения и связей права и законодательства непосредственно связана с практикой их применения. Теоретическое  решение данного вопроса влияет на эффективность деятельности по изданию и систематизации нормативно-правовых актов, на состояние всей системы официальных форм выражения права[36].

Соотношение системы права и системы законодательства – одна из непростых научных и практических проблем теории права.

Также как право, законодательство является целостным образованием – системой. Для  нормального функционирования законодательных актов важно вырабатывать определенные стратегии и планы, которым необходимо соответствовать, иначе эти акты могут превратиться в механическую массу. Составные части системы законодательства, как и системы права, также обладают такими характерными чертами, как единство, соподчиненность и дифференциация, способность к обособлению[37].

Система права и система законодательства тесно взаимосвязаны межу собой, но при этом они являются самостоятельными категориями. Эти две системы представляют два аспекта одного и того же явления — объективного права[38]. Система права отражает внутреннее строение права, совокупность его норм по отраслям и институтам, система законодательства относится к внешним формам выражения права, определяет состояние источников права. Таким образом, можно сделать вывод, что они соотносятся между собой как содержание и форма права.  Строение права носит объективный характер. Право как система не может строиться по произволу законодателя, оно в первую очередь обусловлено конкретными общественными отношениями.

 Чтобы более полно раскрыть строение и структуру системы права, необходимо обратить внимание на ее сущностное единство с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство представляет собой форму существования, прежде всего правовых норм, является средством придания им ясности и объективности, организует и объединяет их в конкретные правовые акты[39].

Во время своего развития и усовершенствования система законодательства не должна забывать о своем предназначении по отношению к системе права. Именно благодаря системе законодательства правовая информация становится понятной и доступной, происходит установление четкой иерархии юридических норм по их юридической силе. Важно также заметить, что система законодательства в своей деятельности, в процессе своего совершенствования учитывает особенности государственного устройства страны[40].

В отличие от системы права система законодательства в значительной мере подвержена целенаправленному воздействию со стороны правотворческих органов. Она не только создается, но и в своем развитии направляется ими. Существование и функционирование системы законодательства в большой степени зависит от воли и нормотворческих намерений законодателя[41].

Стоит заметить, что система законодательства складывается и для потребностей социального правления, а не только для упорядоченности, стабильности самого законодательства. Необходимость системы права заключается в том, что благодаря ей соответствующие субъекты управления могут эффективно применять нормы права, находить их, исполнять и использовать. Этот прагматический, информационный аспект также отличает систему права от системы законодательства. Но, конечно, система законодательства должна строиться на объективной и научно определенной системе права. Система права, то есть упорядоченное, как правило, по критерию единства предмета и метода правового регулирования множество норм (отрасли, подотрасли, правовые институты), признана всецело регулировать общественные отношения. Система законодательства, то есть упорядоченное по различным основаниям, определенное потребностям социального управления, жизнедеятельности общества, конкретное множество самих нормативных актов (и их составных элементов – разделов, глав, статей, параграфов, абзацев), создается для наиболее эффективного использования правовых норм в социальном управлении[42].

Итак, система законодательства формируется объективно в силу появления и отбора нормативных актов (или их составных частей) и путем субъективного объединения их по определенным критериям в соответствующие группы, классы, прежде всего, массивы, отрасли под непосредственным воздействием законодателя.

Нормативно-правовые акты (и их составные части) являются  элементами системы законодательства. Связи, объединяющие данные составные части системы в целостный комплекс, выступают в роли признаков их отбора и объединения. В роли данных критериев (связей) выступают функции, цели, структура социального управления или даже власть[43].

При изучении проблемы соотношения системы права и законодательства необходимо обращать внимание на учет в процессе законотворческой деятельности системных связей между отраслями права, соответствие отраслей законодательства отраслям права[44].

Если рассматривать либертарно-юридическую трактовку проблем системы права и системы законодательства, то системность как права, так и законодательства можно определить тем, что две эти системы основаны на едином понимании правовой номы, которая представляет из себя юридико-логическую форму нормативно-регулятивного уточнения и выражения общеправового смысла и общеправовых требований[45].

Рациональность, юридико-логическая упорядоченность и системно-организованный характер правовой регуляции и совокупности правоустановительных актов могут быть достигнуты в том случае, если регулятивно-правоустановительная деятельность различных государственных органов будет соответствовать положениям системы права, если законотворчество будет осуществляться, опираясь на учет специфики предмета и метода соответствующей отрасли права, ее места и роли в системе права. Учитывая и выражая требования системы права, отдельные правоустановительные акты и совокупность действующего законодательства в целом носят системный характер[46].

Благодаря высокоразвитым формам права, государства и правовой культуры нормотворчество осуществляется, соответствуя положениям    юридической доктрины, отраслевая структура действующего законодательства в целом соответствует отраслевой структуре системы права. Но не следует забывать о том, что данные системы разные, между ними существуют определенные расхождения, связанные с тем, что система права – это юридико-доктринальное построение, а законодательство – это официально-властное установление (эмпирическое явление, практическое образование)[47]

Таким образом, можно сформулировать различия между системой права и системой законодательства:

1. Система права объективна. На ее построение большое влияние оказывают сложившиеся общественные отношения. Система же законодательства носит во многом субъективный характер, так как в большей степени зависит от воли законодателя, формируется посредством его целенаправленного воздействия.

2. Система права характеризует внутреннее строение права, а система законодательства - это внешняя форма права.

3. Исходным элементом системы права служит правовая норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.

4. Система права определяет формирование, построение системы законодательства. Система права, которая основывается на объективно существующие закономерности общественного развития, по отношению к системе законодательства выступает в роли исходного начала.

Система законодательства в значительной степени должна соответствовать системе права. Процессы, которые происходят в системе права, накладывают «свои отпечатки» и на законодательство, отражаясь в нем. Другими словами, система права играет роль основного ориентира для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

5. Система законодательства по объему шире, чем система права. В ее состав входит не только нормативные материалы, разграниченные по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, целостно регулирующий различные виды общественных отношений, используя вместе с тем разные методы регулирования или комбинацию этих методов. Таким образом, система права строится строже, чем система законодательства.

6. Различие между системой права и системой законодательства также еще заключается и в том, что системы права строится, преимущественно основываясь на горизонтальных связях между ее элементами, то есть по отраслевому признаку. А система законодательства обладает не только отраслевыми критериями построения, но и иерархическими (то есть также строится по юридической силе нормативно-правовых актов), а также имеет федеративную систему законодательства, которая включает акты федерального законодательства и акты субъектов Федерации[48].

Итак, вопрос о соотношении и взаимосвязи права и законодательства довольно интересен для изучения. Следует только помнить, что эти две системы различны, не смотря на их тесную взаимосвязь между собой. Для более глубокого изучения строения системы права необходимо обратить свое внимание на ее органическое единство с законодательством.  Система законодательства отражает внешнее проявление права и обеспечивает достаточность правовой информации для регулирования общественных отношений.

 

Заключение

Внимательно изучив выбранную мною тему, я пришла к следующим выводам:

1. Система права и система законодательства являются тесно взаимосвязанными самостоятельными категориями, которые представляют собой две стороны одной и той же сущности – объективного права.

Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма права. Система законодательства является объективированной формой системы права.

2. Система права – это внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности. Системность присуща праву объективно, так как система права складывается не произвольно, а под воздействием общественных отношений. Система права как абстрактное понятие отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их правовое регулирование.

Составными частями (элементами) права как системы выступают нормы права, подотрасли права, правовые институты, отрасли права, которые тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии друг с другом.

3. Под системой законодательства следует понимать целостную совокупность нормативно-правовых актов. Система законодательства субъективна, во многом она зависит от воли законодателя, который играет большую роль во время построения данной системы. Правотворческий орган вправе по своему усмотрению определить предмет закона, его название, особенности содержания.

Следует также не забывать о том, что система законодательства строится, основываясь на систему права, которая определяет дальнейшее развитие системы законодательства.

Эти две системы находятся во взаимной зависимости друг от друга. Система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. И поэтому, чтобы более полно изучить и понять систему права и систему законодательства государства, необходимо изучать их совместно, а не по отдельности.

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2016.

2. Федеративный договор от 31.03.1992 "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации".

Специальная литература:

1. С. В. Бошно. Научная статья "Система права и система законодательства" по специальности "Государство и право. Юридические науки" из научного журнала "Право и современные государства. Выпуск № 5 / 2013.

2. Н. Н. Вопленко. Научная статья " Понятие системы права" по специальности "Теория государства и права" из научного журнала "Вестник Волгоградского государственного университета". Серия 5: Юриспруденция. Выпуск № 11 / 2009.

 

Учебная литература:

1. С. С. Алексеев. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005.

2. А. Б. Венгеров. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-еизд. – М.: Юриспруденция, 2000.

3. Р. Давид. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М.: «Прогресс», 1967.

4. В. Н. Карташов. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. Т. I; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005.

5. В. Л. Кулапов. Теория государства и права: учебник.  - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

6. В. В. Лазарев. Общая теория права и государства: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.

7. М. Н.  Марченко. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 

8. Н. И. Матузов, А. В. Малько. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004.

9. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Теория государства и права: курс лекций.– 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

10. Л. А. Морозова. Теория государства и права: учебник. – 4-е изд. М.: Юристъ, 2002.

11. В. С. Нерсесянц. Общая теория права и государства: учебник. - М.: Норма — ИНФРА-М, 1999.

12. А. В. Петров, А. А. Баукен.  Теория государства и права: учебное пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014.

13. В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014.

14.  В. Н. Синюков. Российская правовая система. Введение в общую теорию. – 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2010.



[1] В. В. Лазарев. Общая теория права и государства: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. С. 112.

[2] А. В. Петров, А. А. Баукен.  Теория государства и права: учебное пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. С. 129.

[3] Н. И. Матузов, А. В. Малько. Теория государства и права: учебник. Юристъ, 2004. С. 150.

[4] В. Н. Карташов. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. Т. I; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. С. 168-169.

[5]  В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 241.

[6]  Там же. С. 240.

[7] С. С. Алексеев. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005. С. 425.

[8]  Л. А. Морозова. Теория государства и права: учебник. – 4-е изд. М.: Юристъ, 2002. С. 210.                                                                                                                                                                    

[9] В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 362.

[10]  А. Б. Венгеров. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-еизд. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 230.

[11] Л. А. Морозова. Теория государства и права: учебник. – 4-е изд. М.: Юристъ, 2002. С. 210.

[12] А. Б. Венгеров. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-еизд. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 230.

[13]  Р. Давид. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М.: «Прогресс», 1967.

[14]  В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 371-375.

[15] С. В. Бошно. Научная статья "Система права и система законодательства" по специальности "Государство и право. Юридические науки" из научного журнала "Право и современные государства. Выпуск № 5 / 2013.

[16] Н. Н. Вопленко. Научная статья " Понятие системы права" по специальности "Теория государства и права" из научного журнала "Вестник Волгоградского государственного университета". Серия 5: Юриспруденция. Выпуск № 11 / 2009.

[17] С. С. Алексеев. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005. С. 265-267.

[18] В. В. Лазарев. Общая теория права и государства: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. С. 113.

[19]  В. С. Нерсесянц. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Издательская группа Норма — ИНФРА-М, 1999. С. 432.

[20] В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 242-243.

[21] С. В. Бошно. Научная статья "Система права и система законодательства" по специальности "Государство и право. Юридические науки" из научного журнала "Право и современные государства. Выпуск № 5 / 2013.

[22]  В. В. Лазарев. Общая теория права и государства: учебник. 3-е изд., перераб. и  доп. – М.: Юристъ, 2001. С. 115.

[23] В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 243.

[24] Там же. С. 243-244.

[25]  М. Н.  Марченко. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.  С. 93.

[26]  В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 244.

[27] М. Н.  Марченко. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 95.

[28] С. В. Бошно. Научная статья по специальности "Государство и право. Юридические науки" из научного журнала "Право и современные государства. Выпуск № 5 / 2013.

[29] С.С. Алексеев. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005. С. 269.

[30]  С.С. Алексеев. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005. С. 269.

[31]  В. Н. Синюков. Российская правовая система. Введение в общую теорию. – 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2010. С. 414-415.

[32]  С. С. Алексеев. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005. С. 269.

[33]  Там же.

[34] А.Б. Венгеров. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-еизд. – М.: Юриспруденция, 2000.  С. 234.

[35]  В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 249.

[36] В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 249.

[37] В. Н. Синюков. Российская правовая система. Введение в общую теорию. – 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2010. С. 413.

[38] В. Л. Кулапов. Теория государства и права: учебник.  - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 337.

[39] Н. И. Матузова, А. В. Малько. Теория государства и права: курс лекций.– 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 418.

[40] В. Н. Протасов. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 250.

[41] М. Н.  Марченко. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 95.

[42] А. Б. Венгеров. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-еизд. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 235.

[43] Там же. С. 236.

[44] В. С. Нерсесянц. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Издательская группа Норма — ИНФРА-М, 1999. С. 444.

[45] В. С. Нерсесянц. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Издательская группа Норма — ИНФРА-М, 1999. С. 444.

[46] В. С. Нерсесянц. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Издательская группа Норма — ИНФРА-М, 1999. С. 444-445.

[47] Там же.

[48] Л. А. Морозова. Теория государства и права: учебник. – 4-е изд. М.: Юристъ, 2002. С. 205.