8 495 115 26 13 

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические подходы к понятию государственной службы в Российской Федерации

1.1. Государственная служба: понятие и развитие в России

1.2. Основные принципы государственной службы

1.3. Система государственной службы в Российской Федерации

Глава II. Правовая характеристика законодательной базы государственной службы в Российской Федерации

2.1. Правовое регулирование государственно-служебных отношений

2.2. Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования государственной службы в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное функционирование системы государственного управления, формирование целостного взаимодействия власти и общества невозможно без совершенствования существующего института государственной службы. Возрастает роль и значение государственной службы как правового инструмента, призванного обеспечивать реализацию функций государства, эффективная деятельность которого, т. е. успешное решение стоящих перед ним экономических, политических и социальных задач, во многом зависит от государственных служащих.
В юридической науке государственная служба исследуется в различных ракурсах: форма осуществления публичной власти – в науке конституционного права, вид трудовой деятельности – в науке трудового права, в государственно-управленческом аспекте – в административном праве. По мере развития законодательства о государственной службе правовой статус государственных служащих, вероятно, будет определяться исключительно нормами соответствующего специального законодательства, которое носит административно-правовой характер.

Вопросы данной проблемы рассматривались в трудах А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, Б.Н. Габричидзе, Ю.Н, Старилова, Б.В. Россинского  и других.

Основной целью данной работы является изучение государственной службы в Российской Федерации.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1)       определить сущность государственной службы, проанализировать ее развитие в России;

2)       обозначить принципы государственной службы;

3)       изучить систему государственной службы в Российской Федерации;

4)       исследовать российское законодательство, регулирующего государственную службу в России;

5)       выявить проблемы правового регулирования государственной службы.

Объектом исследования является институт государственной службы.

Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих государственно-служебные отношения.

В процессе работы использовались такие методы исследования, как формально-логический, сравнительно-правовой, историко-юридический.

Нормативную базу работы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие государственно-служебные отношения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1.Государственная служба: понятие  и развитие в России

Термин «государственная служба» имеет много значений, как в общественном, так и в юридическом аспекте. По мнению уважаемого ученого-юриста Н.М. Коркунова, службой государству можно назвать всякую деятельность на пользу государству. Конкретизируя свою позицию, он определял государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности»[1].

Существует несколько подходов к теории государственной службы.

Основываясь на системном подходе,  можно определить государственную службу как общественную систему, которая является совокупностью целостных элементов,  находящихся в единстве и во взаимодействующих отношениях друг с другом. Данный подход обращает внимание на структурно-функциональное единство государственной службы, т. е. на механизмы организации и функционирования отдельных ее элементов.

Исторический подход позволяет рассматривать основные положения о государственной службе с точки зрения исторического развития государственно-служебных отношений, учитывая социально-политическое, правовое и экономическое развитие общества.

Государственная служба России не может не учитывать особенности развития нашей страны. Необходимо принимать во внимание экономические, геополитические, социальные, демографические и иные факторы. В отношении субъектов РФ необходимо рассматривать степень развития их экономической и социальной сферы, состав населения, территориальные особенности, местные традиции и другие особенности. Таким образом, необходимо учитывать как региональную специфику организации и реализации государственной службы, так и соблюдать принцип федерализма государственной службы, обеспечивающий ее единство.  

Изучая государственную службу, следует учитывать наследие не только нашей страны, но и опыт зарубежных стран. Международный  опыт развития государств говорит о том, что для выполнения функций управления  государству нужен особый институт —  институт государственной службы, оказывающий огромное влияние на реализацию государственной власти. Во время зарождения института государственной службы в России политические деятели ориентировались на континентальную, в особенности германскую систему права и административного управления.

Социология и политология также изучают теоретические, общественно-политические и организационные начала государственной службы. Некоторые вопросы государственной службы рассматривается экономическими науками.

С развитием в нашем обществе юридических наук содержание государственной службы существенно менялось. В настоящий период в российском правоведении ученые-юристы отказались от понимания государственной службы, как деятельности лиц, занимающихся исключительно интеллектуальным трудом в противоположность к труду физическому, труду рабочих.

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов[2].

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации" Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

     - Российской Федерации;

     - федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

     - субъектов Российской Федерации;

     - органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

     - лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

     - лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации[3].

     Государственная служба как общественный и политический          институт выступает механизмом обеспечения целей, задач и функций государства,  осуществляет государственное управление.

     Институт государственной службы нельзя рассматривать вне контекста его истории развития. Можно выделить несколько важнейших этапов.

Согласно историческим данным, государственные институты стали возникать на территории современной России приблизительно в IX веке. Существовали общественные образования, которые породили государственно-служебные отношения в нашем современном понимании. Такими образованиями являлись собрания представителей земель (вече), дружина и князь. Значение слов «служба», «служилые люди» пришло к нам из древних времен. Эти слова имеют собирательное значение лиц, находящихся в услужении своего князя.

Укрепление российской  государственности историки относят к XV-XVII векам. В этот период складывается бюрократический класс, который состоял из бояр, вольных слуг, имевших земельные наделы. Слой профессионального чиновничества был неоднородным, существовала иерархия чинов, включавшая чины думских бояр, думский дворян, окольничих, стряпчих, выборных дворян. Можно заметить существование сословно-представительного элемента (чины городовые и уездные). Реализация сословно-представительных идей построения российского общества проходила в виде деятельности земских соборов, где принимали участие представители всех сословий. Отсутствовало юридическое закрепление государственно-служебных отношений в нормативно-правовых актах, которые могли бы позволить установить административно-правовой статус государственной службы, государственных должностей и государственных служащих. Государственного аппарата в нашем современном понимании еще не существовало.

Положения о государственной службе были официально закреплены во время правления Петра I, его знаменитых реформ.  Во время перерастания  сословно-монархического слоя в абсолютную монархию завершилось оформление государственной службы как государственно-правового института. В структуре государственных органов вместо приказов утверждены 11 Коллегий и Святейший Синод и между коллегиями были однозначно распределены полномочия государственного управления. Сформировалась правовая база государственной службы. В частности, можно выделить указ Петра I  от декабря 1718 года «О должностях сената», указ от декабря 1722 года « Об обязанностях сенатских членов». Документом, который стал основоположником единой системы чинов государственных служащих, стала Табель о рангах, учрежденная указом Петра I от января 1722 года. Она  ввела новую иерархию военных, статских и придворных чинов из 14 классов и устранила систему местничества. Табель была основана на принципе личной выслуги, согласно которому каждый чиновник или военный в своей служебной карьере должен был последовательно проходить всю лестницу чинов снизу вверх, по профессиональным качествам. Данная система государственной службы сохранилась с определенными изменениями до советского периода истории отечества.

Во время правления Александра I система государственной службы стала более конкретизирована. Была создана система органов вертикального отраслевого государственного управления - министерства заменяют комиссии. В 1810 году был создан  Государственный Совет – совещательный орган при императоре. Также огромное значение для государственно-служебных отношений несет Указ Александра I «О правилах производства в чины по государственной службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники»,  целью которого является повышение  профессионализма, квалифицированности чиновников. Также можно отметить положение, утвержденное Николаем I в 1834 г. «О порядке производства и чины по гражданской службе».

В период царствования Николая II Россия встала на путь развития парламентаризма. Впервые за историю России была создана Государственная дума. Оформилось разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную, судебную. Был закреплен принцип равенства при поступлении на государственную службу путем издания указа от 1906 года «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний». Благодаря этому указу за всеми желающими закреплялось право поступления на государственную службу независимо от происхождения.

Изначально, после Октябрьской революции в основу государственной политики была положена идея об отмирании государства. В коммунистическом обществе, согласно идеям В.И. Ленина,  люди постепенно привыкнут к соблюдению «правил общежития» и к их соблюдению без принуждения, то есть без аппарата для принуждения – государства[4]. Был принят Декрет «Об уничтожении сословий и дворянских чинов», и в соответствии с этим документом была упразднена государственная служба, сформировалась партийная номенклатура. Государственный аппарат находился под жестким контролем правящей политической элиты, принадлежащей к коммунистической партии. В обстоятельствах партийного диктата применялась «трудовая форма» функционирования правительственного аппарата, согласно которой государственно-служебные отношения сближались к простому трудовому найму и регулировались разными нормативными актами трудового права. Все без исключения назначения в руководящие управленческие, хозяйственные, высшие военные и правоохранительные посты велись посредством велений партии, что и отображает номенклатурное содержание государственно-служебных отношений в Советском Союзе.

Обращаясь кратко к истории периода «перестройки» следует выделить, что ее кульминацией стали первые конкурентные выборы Съезда народных депутатов СССР 1989 года, которые привели к появлению реформаторского меньшинства в высшей государственной власти и введение поста Президента СССР в 1990 году. В России в этот период продолжали происходить коренные изменения в общем политическом устройстве страны, ориентированной на улучшение государственной системы.

Новый этап государственного развития во многом  связан с именем Владимира Владимировича Путина, так как он инициировал административную реформу  2000-х годов.

Существовало несколько этапов этой реформы. В рамках 1-го этапа Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 были определены приоритетные направления административной реформы. Далее был разработан 2-ой этап реформы в Российской Федерации на 2006-2008 годов для устранения недочетов, недостатков.  Реализация на практике поставленных задач выявила сложность проблем реформирования государственной службы, необходимость создания целей и задач следующего этапа реформирования государственной службы.

Так как ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 была утверждена Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», целью которой являлось создание единой системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения ее реформирования. Данная программа необходима для поддержания эффективности государственного управления, а также развития гражданского общества и инновационной экономики.

 

1.2. Основные принципы государственной службы

В юридической литературе выделяются два вида принципов построения и функционирования системы государственной службы: конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

К конституционным принципам относятся:

-  федерализм, гарантирующий целостность системы государственной службы и осуществление разделения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- законность: этот принцип обозначает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральных законов, подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в области государственной службы;

- преимущество прав и свобод гражданина, необходимость их признания и защиты: этот принцип  означает неприемлемость дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих;

- равнозначный допуск граждан к государственной службе, обозначающий то,  что любой гражданин РФ обязан без дискриминации и безосновательных ограничений быть допущен на единых условиях равенства к государственной службе.

К организационно-функциональным основам принадлежат

- целостность правовых и организационных начал государственной службы, предполагающее законодательную фиксацию общих положений о  государственной службе;

- доступность государственной службы, своевременное уведомление общества о деятельности государственных служащих;

- компетентность и профессионализм государственных служащих, предполагающие исполнение ими своей должности в качестве профессиональной деятельности; понимание возложенной на них службы; грамотность, результативное и честное выполнение обязанностей; ответственность за свои решения;

- охрана государственных служащих от незаконного вмешательства в их профессиональную должностную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц; данный принцип учитывает возможность обжалования незаконных деяний, право государственных служащих на образование профсоюзов и другое. 

 

1.3. Система государственной службы в Российской Федерации

     Система государственной службы включает в себя:

     - государственную гражданскую службу (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации);

     - военную службу;

     - государственную службу иных видов.

     Государственная гражданская служба Российской Федерации – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.[5]

     Государственная гражданская служба подразумевает осуществление служебной деятельности, направленной на обеспечение полномочий органов, которые выполняют государственно-управленческую деятельность для разрешения экономических и социальных задач. Для гражданских служащих характерно выполнение исполнительных, регулятивных, разрешительных, организационно-распорядительных, а в некоторых случаях и контрольно-надзорных функций.

     Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях[6].

     Военная служба осуществляется на профессиональной основе в процессе профессиональной служебной деятельности. Профессиональная подготовка военнослужащих происходит в образовательных организациях Министерства обороны РФ. Рассматриваемый вид службы осуществляется на воинских должностях в Вооруженных Силах России, войсках, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил. Цель военной службы состоит в выполнении профессиональной служебной деятельности в вооруженных формированиях, обеспечивающих оборону и безопасность государства. Таким образом, военная служба может проходить исключительно в государственных военных формированиях.

     Государственная служба иных видов появилась в законодательстве относительно недавно в связи с  принятием Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона  О таможенном регулировании в Российской Федерации ". Представляется, что основным признаком государственной службы иных видов является прохождение государственной службы в государственном органе, связанном с правоохранительной деятельностью. Естественно, это не может быть гражданская служба и военная служба. Правоохранительная деятельность состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств на основе закона, которая осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными особым статусом  от имени государства и  связана с применением мер государственного принуждения.

 

Глава II. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1.  Правовое регулирование государственно-служебных отношений

Традиционно положения о государственной службе изучались в административном и трудовом праве. В курсе административного права неизменно изучаются темы об институте государственной службы. Трудовое право регулирует государственно-служебные отношения.

В настоящее время государственная служба в Российской федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, особыми законами субъектов РФ, обусловливающими государственную службу и правовое положение государственных служащих этих субъектов.

Основы общегосударственной службы содержатся в Конституции РФ. Так, можно сказать о конституциональном статусе государственной службы. Реализация народной власти посредством органов государственной власти, целостность её системы, равнозначный доступ людей к государственной службе – все это считается важными правовыми основами государственной службы, которые зафиксированы в Конституции РФ. Конституция РФ в п. «т» ст. 71 кроме того определяет, то что федеральная государственная служба располагается в ведении Российской Федерации.

Правовой базой законодательства в области государственной службы считается единство организации государственной службы и основ её построения. Оно гарантируется Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Также существуют отдельные федеральные законы, касающиеся положений отдельных видов государственной службы.

В области государственной службы функционируют еще ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. На основе закона и в выполнение указов Президента РФ и распоряжений Правительства РФ они регулируют проблемы государственной гражданской службы в границах собственной ведомственной зоне ответственности. Один из наиболее значимых считается Федеральный закон с 27 июля 2004 г. No 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

2.2. Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования государственной службы в Российской Федерации

Государство регулирует государственно-служебные отношения таким путем, как закрепление общих положений о государственной службе, так и выделение отдельных видов государственной службы, установление особого статуса государственных служащих. Тем не менее, несмотря на справедливый подход законодателя к решению данной проблемы, можно заметить недостаток системности при обеспечении общих принципов и целей государственной службы, так как многие вопросы требуют конкретизации и детализации. Важнейшими являются нормы Конституции, которые закрепляют место и статус государственной службы в Российской Федерации. 

Исходя из смысла и логики Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», принятие закона о правоохранительной службе стало бы вполне ожидаемым результатом законодательной деятельности государства и очередным шагом в направлении формирования правовой основы государственной службы. После вступления в силу Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» на страницах специальных изданий, в сети Интернет появились различные версии проектов законов о правоохранительной службе, которые обсуждались в сети, в прессе и на страницах научных изданий, что свидетельствовало о высоком уровне социальной потребности и заинтересованности общества в подобном акте. Широкое обсуждение в обществе вопроса о необходимости принятия закона, регламентирующего правоохранительную службу, объясняется значительным количеством накопившихся проблем в регулировании деятельности отдельных видов правоохранительных органов. С принятием закона о правоохранительной службе связывались надежды на решение проблем координации деятельности правоохранительных органов, оптимизации функционирования этих органов. Тем не менее, отдельный закон о правоохранительной службе, предназначенный для регулирования одного из трех видов государственной службы, так и не был принят.

Новая редакция статьи 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» поставила под сомнение реализацию доктринальной идеи о формировании в ближайшем будущем государственной правоохранительной службы как одного из видов государственной службы. Таким образом, логично сделать вывод о том, что на современном этапе реформирования государственного аппарата, совершенствования государственной службы законодатель пришел к осознанию необходимости изменения системы государственной службы посредством исключения из нее правоохранительной службы.

Также не менее значимыми проблемами остаются организационная нестабильность государственных структур, слабая профессиональная подготовленность, некомпетентность значительной части государственных служащих, особенно в правовых, кадровых и экономических вопросах; значительная коррумпированность государственного аппарата; недостаточность и несистемность нормативно-правового регулирования общих положений о государственной службе и ее видов и иное. Эти проблемы обуславливают необходимость реформирования государственной службы.

 

Заключение

Внимательно изучив и проанализировав законодательство РФ по вопросам государственно-служебных отношений, я могу подвести следующие итоги своей работы

Решающим фактором в процессе динамичного развития Российской Федерации выступает государственная служба и ее способность эффективно обеспечивать деятельность государственных органов. Государственные служащие составляют аппарат государственной власти, а государственная служба как социальный институт оказывает серьезное влияние на развитие общественных структур, формирование норм, правил и системы социальных ценностей. Вместе с тем развитие государственной службы в России требует решения ряда проблем.

Таким образом, государственная служба в Российской Федерации обязана регулярно стремиться к совершенству. Во взаимосвязи с этим весьма необходимым является принятие решений об её реформировании как  на теоретическом уровне, так и  на практическом. Наиболее эффективным средством совершенствования и реформирования государственной службы Российской Федерации является укрепление ее конституционной основы, развитие всех правовых институтов государственной службы в органическом взаимодействии с конституционными принципами, систематизация законодательства в сфере государственной службы.

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1)       Конституция (Основной закон) Российской Федерации. — М.:Проспект, 2018.

2) Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

3) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"// Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

4) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О воинской обязанности и военной службе"// Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

5) Федеральный закон от 13.07.2015 N 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

 

Учебники и учебные пособия:

1) Габричидзе, Б.Н. Конституционное право России: учебник / Габричидзе Б.Н.,  Чернявский А.Г.  – М.:Проспект, 2009

2)  Глущенко,  П.П. Административное право. Краткий курс / Глущенко П.П. ,  Жильский Н.Н., Кайнов В.И., Куртяк И.В. – М.: Питер, 2011.

3) Дмитриев, Ю.А. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов / Дмитриев  Ю.А.  Полянский И.А., Трофимов Е.В.   // Доступ из справочной правовой системы «ГАРАНТ».

4) Россинский,  Б.В. Административное право. 5-е изд. / Россинский Б.В,  Старилов Ю.Н. - М.: Норма, 2017.

3.Специальная литература

1) Белостоцкий, К.А. Проблемы государственной службы на современном этапе ее развития; – М., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2017.

2) Назарова, С.П. Институт государственной службы в Российской Федерации: современное состояние и перспективы: автореферат дис. ... канд. юрид. наук/ С.П. Назарова. - Ростов-на-Дону, 2011. - 27 с.

3) Овсянко, Д.М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук/ Д.М. Овсянко - Москва, 1998. - 49 с.

4) Овчинников С.А., Телегин А.С. Правовое регулирование института государственной службы в системе российского права // Вопросы российского и международного права. -  2017. -  № 4А. - с. 19-30.



[1] Коркунов Н. М. Российское государственное право.2-е изд. СПб, 1893.

[2] Россинский,  Б.В. Административное право. 5-е изд. / Россинский Б.В,  Старилов Ю.Н. - М.: Норма, 2017.

[3] Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

[4] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – 5-е изд. – Т. 33. –

 М.: Издательство политической литературы, 1974. – С. 1–120.

[5] Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"// Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

[6] Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О воинской обязанности и военной службе"// Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».