8 495 115 26 13 

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Содержание

Введение

Глава I. Понятие и сущность административно-правового статуса иностранных граждан

1.1. Административно-правовой статус гражданина как часть общего правового статуса: понятие, сущность, правовые особенности.

1.2. Положение иностранных граждан по административному праву Российской Федерации

    1.2.1. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин

    1.2.2. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин

    1.2.3. Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин

Глава II. Содержание административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации

2.1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан

2.2. Ответственность иностранных граждан по законодательству РФ

2.3. Актуальные проблемы развития законодательной основы административно-правового статуса иностранных граждан на современном этапе

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что наряду с другими субъектами административного права, к которым относятся граждане Российской Федерации, организации, участниками административно-правовых отношений являются и иностранные граждане, поэтому необходимо определить их объем прав и обязанностей на территории РФ.  Иностранные граждане участвуют в административно-правовых отношениях, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и другими субъектами административного права.

Развитие дипломатических и иных отношений РФ с другими странами откладывает свой отпечаток на развитие и изменение миграционной сферы нашего государства. Приток иностранных граждан, которые прибывают в Россию по определенным причинам и с различными целями (работа, туризм и др.), на территорию РФ значительно увеличился. В связи с этим необходимо регламентировать въезд, пребывание, выезд иностранных граждан с территории России, а также возникающие на основе этого отношения. В частности, иностранные граждане не должны быть подвергнуты какой-либо дискриминации со стороны граждан РФ.

Вопросы данной проблемы рассматривались в трудах Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н, Старилова, А.Б. Агапова, Н.М. Конина, А.П. Алехина и др.

Административно-правовой статус иностранных граждан определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ, а также рядом других федеральных законов, международными договорами, заключенными Российской Федерацией, иными правовыми актами.

Основной целью данной работы является изучение административно-правового положения иностранных граждан на территории РФ, объем их прав и обязанностей.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1)         изучить сущность административно-правового статуса иностранных граждан;

2)         определить, кого мы понимаем под иностранными гражданами;

3)         определить права и обязанности иностранных граждан на территории РФ;

4)         рассмотреть особенности правовой ответственности иностранных граждан на территории РФ.

Объект исследования составляют общественные отношения, в которых участвуют иностранные граждане.

Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих административно-правовой статус иностранных граждан.

В процессе работы использовались такие методы исследования, как формально-логический, сравнительно-правовой.

Нормативную базу работы составляют Конституция Российской Федерации, КоАП РФ, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие административно-правовой статус иностранных граждан.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава I. Понятие и сущность административно-правового статуса иностранных граждан

 

1.1.    Административно-правовой статус гражданина как часть общего правового статуса: понятие, сущность, правовые особенности

Прежде чем начать изучать административно-правовой статус, обратимся к этимологии. Слово «статус» в переводе с латинского языка «status» означает состояние, положение. При рассмотрении понятия административно-правового статуса человека и гражданина под ним следует понимать совокупность прав и обязанностей в административно-правовых отношениях (так трактуют данное понятие многие авторы, среди которых можно назвать Старилова Ю.Н., Бахраха Д.Н.). Административно-правовые отношения – это особый вид правовых отношений. Данные отношения можно определить как властеотношения, одной из сторон в которых выступает орган исполнительной власти или должностное лицо этого органа. Возникновение данных отношений обусловлено взаимодействием субъектов административного права.

Существуют различные точки зрения по поводу того, кого мы можем рассматривать в качестве субъекта административного права. По мнению Д.Н. Бахрах, субъектами административного права признаются участники управленческих отношений, которые наделены административно-правовыми нормами правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. А.Б. Агапов под участниками административно-правовых отношений понимает лиц, наделенных административной право- и дееспособностью[1]. Таким образом, субъектов административно-правовых отношений можно определить как лиц или организации, наделенных взаимными правами и обязанностями и  участвующих в управленческих общественных отношениях, урегулированных нормами административного права.

Ряд ученых-административистов, таких, как А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев выделяет следующих субъектов административного права: органы (должностные лица) исполнительной власти, органы (должностные лица) местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные объединения, граждане[2].

Административно-правовой статус человека и гражданина – это составная часть общего правового статуса личности. Необходимо заметить, что большинство прав и обязанностей человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей.

Административно-правовой статус личности  раскрывается через административную правоспособность и административную дееспособность.

Под административной правоспособностью Агапов Андрей Борисович понимает возможность физического, юридического лица быть носителем исполнительно-распорядительных полномочий (публичных прав и обязанностей)[3]. Но, на мой взгляд, к данному понятию следует применять определение, которое дал Борис Вульфович Россинский, а именно то, что это возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера[4]. Я считаю, данное понятие более полно отражает содержание административной правоспособности.

Административную дееспособность необходимо рассматривать как способность своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная правоспособность российских граждан возникает, как правило, в момент рождения и прекращается в момент смерти. Но вместе с этим ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и после рождения (спустя определенное время).  В то же время некоторые права также могут быть прекращены и до его смерти. Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, образования и других факторов (например, для того, чтобы стать депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, необходимо достигнуть 21 года). 

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждена или передана. Ее объем может изменяется лишь законом, в ряде случаев эта правоспособность может быть временно ограничена, например, при совершении уголовного или административного правонарушения закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений[5].

Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом.

Одной из особенностей административной правоспособности является то, что при ее осуществлении происходит различного рода взаимодействие с системой исполнительной власти.

На основе административной правоспособности возникает административная дееспособность, которая в свою очередь выступает условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно-правовых отношениях.

По общему правилу полная дееспособность граждан наступает по достижении 18-летнего возраста, но отдельные права в административно-правовой сфере могут быть реализованы и в более раннем возрасте (например, реализация права на образование).

 

1.2. Положение иностранных граждан по административному праву Российской Федерации

Субъектами административно-правовых отношений помимо граждан РФ, организаций выступают также и иностранные граждане.

Правовое положение иностранных граждан регулируется Конституцией РФ, Федеральным Законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральным Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», другими федеральными законами, международными договорами, заключенными Российской Федерацией, и другими правовыми актами.

Прежде чем начать изучение административно-правового статуса иностранных граждан, необходимо уяснить, что же понимается под данным понятием. Кого мы можем считать иностранным гражданином.

В российском законодательстве под иностранным гражданином понимают физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства[6].

Иностранным гражданам гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Однако объем административной правосубъектности данных лиц несколько уже, чем у граждан России. Они не имеют права занимать государственные должности, ограничены в политических правах, существует ряд исключений в трудовой деятельности данных лиц на территории РФ. Для обеспечения безопасности иностранные граждане могут быть ограничены в передвижении и выборе места жительства. На данную категорию лиц не распространяется законодательство о воинской обязанности и военной службе РФ.

Одним из критериев, по которому можно произвести отличие административной правоспособности гражданина Российской Федерации от правоспособности иностранного гражданина, выступает момент ее возникновения. У большинства иностранных граждан данная правоспособность возникает сначала с моментом получения разрешения на въезд и оформления документов в посольстве (консульстве), затем с моментом, связанным непосредственно с прибытием иностранного гражданина на территорию Российской Федерации[7]. Таким образом, полная административная правоспособность возникает у данных лиц только с момента их прибытия на территорию Российской Федерации. А с выездом иностранных граждан за пределы Российской Федерации их правоспособность прекращается. В связи с этим можно сделать вывод о том, что административная правоспособность иностранных граждан носит временный характер в связи с тем, что  у них  отсутствует устойчивая постоянная правовой связь с Российской Федерацией, и ограничена периодом их пребывания на территории нашего государства.

Таким образом, административная правоспособность иностранных граждан возникает с момента установления правовой связи между иностранцем и государством (например, при обращении иностранного гражданина к компетентным органам государства за разрешением на въезд на территорию последнего) и прекращается в момент прекращения указанной правовой связи (например, в случае выдворения).

Административная дееспособность иностранных граждан – это способность иностранных граждан приобретать и осуществлять права и обязанности, а также нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Ее возникновение зависит от того, какие права способен осуществлять иностранный гражданин, и какие обязанности на него возложены российским законодательством. Полная дееспособность возникает по достижении ими 18-летнего возраста.  И при этом 16-летние иностранные граждане могут уже являться субъектами административной ответственности, т.е. они становятся деликтоспособными. Рассматривая административную деликтоспособность, следует сказать, что иностранные граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

Но следует учитывать то, что не все иностранные граждане будут подчиняться российскому законодательству, пребывая на территории России (а соответственно и нести ответственность).  Не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации иностранные граждане, которые в соответствии с российским законодательством и международными договорами пользуются привилегиями, а также обладают дипломатическим иммунитетом.

Въезд в Россию и выезд за ее пределы иностранные граждане осуществляют при условии предоставления соответствующих документов, удостоверяющие их личность, визу. Проживание данных лиц и осуществление деятельности на территории России также требует наличие у них специальных документов.

Рассматривая иностранных граждан, используя различные критерии, можно выделить среди этой категории лиц отдельные группы, виды иностранцев. Например, в зависимости от цели приезда на: туристов, лиц, приехавших по работе/учебе. В зависимости от подчинения юрисдикции на: освобожденные от нее (дипломаты, например), на которых она распространяется частично (например, члены экипажей военных кораблей), полностью подчиняющихся юрисдикции. Но законодательно выделяют три категории иностранных граждан, находящихся на территории России: временно пребывающие в Российской Федерации, временно проживающие на территории Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

 

1.2.1. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин

Рассматривая данную категорию иностранных граждан, для начала определим кого, можно считать временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином. Так, под этой категорией понимают лиц, которые прибыли на территорию России на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, которые получили миграционные карты и у которых нет вида на жительство или разрешения на временное проживание[8]. Следует сказать, что выдача визы или въезд в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, осуществляется на основе приглашения на въезд в Российскую Федерацию, которое выдает Министерство иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или его территориальным органом.

Время пребывания на территории России для иностранного гражданина данной категории ограничивается сроком действия его визы. Иностранный гражданин, который прибывает в Россию в порядке, не требующем получения визы, может находиться на территории нашего государства не больше девяноста дней  в течение ста восьмидесяти суток (если иное не следует из закона). По окончании срока действия визы или иного установленного срока временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан покинуть территорию России. Необходимо также заметить, что срок временного пребывания может быть как продлен, так и сокращен при изменении условий и обстоятельств, в связи с которыми был разрешен въезд в страну.

Продление временного пребывания возможно при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу, в случае продления срока действия этого разрешения, при выдаче патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента. Для иностранных граждан, проходящих обучение в образовательном учреждении на территории РФ, продлевается срок их пребывания до окончания срока обучения по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

При продлении срока временного пребывания иностранного гражданина об этом делается отметка в миграционной карте. Данный документ содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в стране.

Для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить или сократить время пребывания иностранного гражданина данной категории как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

 

1.2.2. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин

Временно проживающим признается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность[9].

Разрешение на временное проживание может выдаваться иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Действует данное разрешение в течение трех лет.

Федеральным законодательством установлен ряд случаев предоставления разрешения без учета квоты, среди которых можно выделить следующие: если иностранный гражданин родился на территории РСФСР и  ранее состоял в гражданстве СССР или родился на территории Российской Федерации; ели данное лицо признанно нетрудоспособным и имеет дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; если имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом[10].

Разрешение на временное проживание должно содержать установленные законом сведения (например, фамилию, имя, дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения и др.).

Временно проживающему в Российской Федерации иностранному гражданину предоставляется два месяца со дня истечения очередного года с момента получения им разрешения на временное проживание, чтобы подтвердить свое проживание в России.

Иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешение на временное проживание, выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В качестве оснований отказа в выдаче или аннулирования разрешения на временное проживание законодателем предусмотрены такие основания как выступление иностранного гражданина за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, финансирование, планирование террористических актов, иная поддержка террористической деятельности и ряд других. Часть причин совпадает с теми, которые служат основанием для отказа в выдаче или аннулирования вида на жительство[11].

 

1.2.3. Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин

Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство. Под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из России и въезд в Россию[12].  Не позднее 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание подается заявление о выдаче вида на жительство в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Для получения вида на жительство лицо должно прожить на территории России не менее года на основании разрешения на временное проживание. По общему правилу срок действия вида на жительство составляет 5 лет. Законодательство предусматривает возможность продления срока вида на жительство.

Не требуется предварительно проживать год на основании разрешения на временное пребывание для получения вида жительство: иностранному гражданину, его родственнику по прямой восходящей линии, усыновителю или супругу (супруге), который был подвергнут незаконной депортации с территории Крымской АССР; родственнику по прямой нисходящей линии, усыновленным детям или супругу (супруге) этого иностранного гражданина[13].

Иностранный гражданин, признанный носителем русского языка в соответствии с законодательством Российской Федерации, получает вид на жительства сроком на три года.

Иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами или получившим временное убежище на территории России и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию, выдается вид на жительство на срок действия свидетельства участника данной программы.

Вид на жительство должен содержать определенные  данные о лице, которому оно выдается, а именно:  его фамилию, имя, дату и место рождения, пол, гражданство, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство.

Лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации, обязано ежегодно подтверждать свое проживание в России.

Вид на жительство не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если иностранный гражданин: выступает за насильственное изменение конституционного строя Российской федерации, создает своими действиями угрозу безопасности России или ее граждан; содействует совершению террористических актов; подвергался административному выдворению в течение пяти лет, которые предшествовали подаче заявлению о выдаче вида на жительство; использовал подложные документы или ложные сведения; находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев; и в иных случаях, предусмотренных законом[14]. В случае если в отношении лица принято решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, вид на жительство также не выдается либо ранее выданный аннулируется.

 

Таким образом, под иностранными гражданами мы понимаем физических лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации и являющиеся гражданами иного государства, которые, находясь на территории РФ, обладают определенным административно-правовым статусом, имеющим ряд специфических характеристик. Взаимодействуя с остальными субъектами административно-правовых отношений, иностранные граждане реализуют свои права и обязанности, которыми они наделены в соответствии с российским законодательством. Но административно-правовое положение иностранных граждан зависит от той категории, к которой они относятся (временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане).

 

 

Глава II. Содержание административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации

 

2.1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан

В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Все иностранные граждане обладают естественными права, которые являются неотъемлемой частью любого человека. Прежде всего - это право на жизнь, которое закреплено как в национальном законодательстве (ст. 20 Конституции РФ), так и в международном праве (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.).

Согласно общим предписаниям каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Но объем данного права у иностранных граждан существенно отличается от объема российских граждан, существует ряд ограничений в пользовании данным правом. Так, например, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место разрешенного ему проживания.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, вправе выбирать род своей деятельности и профессию. Но при этом предусмотрены определенные ограничения для иностранных граждан, так например, временно проживающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание[15]. Объяснить данное ограничение можно тем, что это необходимо для обеспечения баланса рабочей силы, представленной иностранцами в регионах России. Существует определенные регламенты порядка приема на работу иностранных граждан. Для привлечения к труду иностранного гражданина работодателям требуется приобрести разрешение на такого работника[16].

Российское законодательство содержит ряд запретов на трудовую деятельность иностранцев в нашей стране. Иностранные граждане не имеют права на такой вид трудовой деятельности, как государственная или муниципальная служба. Также можно назвать такие ограничения, как то, что иностранные граждане не имеют права занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста на судах, плавающих под государственным флагом Российской федерации[17]. Иностранный гражданин не обладает правом быть членом экипажа военного корабля или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации[18].

На иностранных граждан распространяется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на пособия, пенсии и иные формы социального обеспечения, право частной собственности, право на образование, права в сфере культурной деятельности (в том числе право пользоваться достижениями культуры и др.), блок прав, касающийся государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.  Иностранные граждане могут вступать в профсоюзы, научные, спортивные и другие общественные организации.

Если рассматривать политические права, то иностранные граждане обладают ими в весьма ограниченном объеме. Так, они не имеют права  избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ; участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Но вместе с тем постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами[19].

Находясь на территории РФ, иностранные граждане не только обладают правами, но и несут обязанности.  Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.

На иностранных граждан возложена обязанность по представлению достоверных сведений и осуществлению других юридически значимых действий во время их пребывания на территории РФ. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и становиться на учет по месту пребывания при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету соответственно по месту их пребывания[20].

Следует заметить, что пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ. Так, они не несут обязанностей воинской службы.

Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание.

Таким образом, если сравнить права и обязанности иностранного и российского гражданина, то можно выявить существенные различия в их объеме. Иностранные граждане в значительной степени ограничены в своих правах на территории РФ, что объясняется отсутствием у них российского гражданства, в силу чего они не могут пользоваться тем же объем прав, что и граждане России. И по этой же причине иностранные граждане, с одной стороны, несу не все обязанности, которые возложены на российских граждан, а с другой стороны, на них возлагаются дополнительные обязанности, которые не несут граждане РФ.

 

2.2. Ответственность иностранных граждан по законодательству РФ

Иностранные граждане наряду с гражданами России несут также и ответственность, которая наступает за  нарушение законодательства Российской Федерации. Так, согласно ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, который обладает иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и при этом совершил на территории России административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Особенность административной правосубъектности иностранных граждан проявляется в возможности применения к ним специфических административно-принудительных мер, которые делают невозможным дальнейшее их нахождения на территории Российской Федерации, и некоторых других мер, не применяемых к гражданам России. К числу указанных мер относятся:

1)   сокращение срока временного пребывания или проживания; 

2)    принятие решения об отказе в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание (вида на жительство);

3)    принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации;

4)    принятие решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию;

5)    принятие решения о реадмиссии иностранного гражданина (осуществляется по общему правилу федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии);

6)    депортация;

7)    административное выдворение[21].

Иностранный гражданин по истечении срока своего пребывания (проживания) в России, незаконно находящийся на ее территории, а также если  в отношении него принято решение о нежелательности дальнейшего пребывания в Российской Федерации, должен покинуть страну, иначе он подлежит депортации или административному выдворению.

Под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в связи с отсутствием законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации[22].

Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина либо за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица (в некоторых случаях мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации).

Под административным выдворением за пределы Российской Федерации иностранных граждан в соответствии с КоАП РФ следует понимать принудительное и контролируемое перемещение данных граждан через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а также контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан из Российской Федерации[23]. Данная мера назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина либо за счет средств пригласившего этих лиц органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы России.

По данным Главного управления по вопросам миграции МВД России за 2017 год было направлено 210 708 представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию. А за пределы России в 2017 году было выдворено и депортировано почти 69 тысяч иностранных граждан.

 

2.3. Актуальные проблемы развития законодательной основы административно-правового статуса иностранных граждан на современном этапе

Законодательство об административно-правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иных федеральных законов, среди которых можно назвать  Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и другие. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации, регламентирующее административно-правовое положение иностранных граждан, подвержено частым изменениям. Практика его применения, несмотря на конституционные предписания о равенстве всех перед законом и судом, отличается противоречивостью.

Рассматривая основные проблемы отечественного законодательства об административно-правовом положении иностранных граждан, следует обратить внимание на то, что до сих пор остаются недостаточно исследованными основные понятия, раскрывающие правовое положение данных лиц. В юридической литературе часто можно встретить такое понятие как иностранец (употребляемое в двух значениях). В широком смысле «иностранцы» – это все те лица, которые не являются гражданами государства пребывания, а в узком – лица, находящиеся на территории страны, но имеющие гражданство другого государства. Двойственность понимания данного термина появилась после принятия Конституции СССР 1977 года. В ст. 38 Конституции 1977 года употребляется именно термин «иностранец». В действующем российском законодательстве также можно встретить термин «иностранец», например, в п. 134 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденными  Приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 N 158. Но в каком именно значении употребляется данное понятие не ясно, так как в законодательстве нет закрепления его толкования.

Исходя из этого, на мой взгляд, необходимо закрепить на законодательном уровне определение термина «иностранец» (в узком его значении), а именно - во 2 статье Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и привести в соответствие с его значением положения действующих нормативных правовых актов, использующих этот термин.

Также можно назвать такую проблему как противоречивость норм данного законодательства. Например, в соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый законно находящийся на территории России имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Но в то же время в п. 1 ст. 11Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» говорится о том, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании соответствующих документов. Согласно п. 2 той же статьи рассматриваемого Закона, временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ. Таким образом, можно говорить об определенном противоречии положений Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Конституции Российской Федерации.

Рассматривая такой институт, как  «нежелательность пребывания», можно также выявить недостатки в нашем законодательстве. В 2003 г. в Российской Федерации в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» был введен принципиально новый институт «нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации». Данный институт оставляет большие возможности для правоприменительного усмотрения по данному вопросу административных органов. Большим минусом законодательства является то, что в нем никаким образом не говорится о надзоре (контроле) за принятым решением о нежелательности пребывания (проживания). Важнейший вопрос, напрямую затрагивающий права и свободы личности, отдан на усмотрение установленных органов исполнительной власти, каждый из которых сам, своими ведомственными нормативными документами, определяет нежелательность пребывания или проживания. Поэтому необходимо организовать контроль за принятием и исполнением решений, принимаемых в порядке ст. 25.10 Федерального закона о выезде и въезде. По моему мнению, необходимо ввести эффективный судебный контроль за решениями о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в России в связи с тем, что все важные решения, существенно ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в правовом государстве должны приниматься под контролем суда как гаранта прав и свобод.

Также, рассматривая законодательство об административно-правовом положении иностранных граждан и говоря о его совершенствовании, надо сказать о существовании необходимости в закреплении различных категорий видов на жительство иностранных граждан в зависимости: от срока нахождения на территории Российской Федерации, от цели пребывания на территории Российской Федерации. Так как, на мой взгляд, выдача разрешения на временное проживание и выдача вида на жительство в РФ – это две дублирующие друг друга услуги. В своем объеме имеют практически одинаковые предоставляемые документы, что создает для иностранных граждан дополнительные препятствия, существенно усложняют и затягивают процесс натурализации. К тому же, если обратиться к  правоприменительной практике, то можно заметить, что институт разрешения на временное проживание уже не отвечает современным условиям и носит консервативный характер[24]

 

Таким образом, законодательство РФ об административно-правовом положении иностранных граждан раскрывает особенности статуса иностранных граждан, их права, обязанности и ответственность за совершенные правонарушения. Иностранные граждане, находящиеся на территории России,  в связи тем, что они все-таки не являются гражданами РФ, обладают рядом прав, которые существенно ограничены, в большинстве случаев это сделано в целях обеспечения безопасности России и ее граждан.  Но, к сожалению, данное законодательство имеет свои пороки. Поэтому оно нуждается в детальном исследовании, требующем много внимания, в целях искоренения недостатков, необходимо провести тщательную работу с нормативно-правовыми актами, которые регулируют административно-правовые отношения с участием иностранных граждан.

 

Заключение

В заключение хочется сказать, что данная тема достаточно интересна для изучения и, внимательно изучив и проанализировав законодательство РФ, я могу подвести следующие итоги своей работы по исследованию административно-правового положения иностранных граждан.

На территории каждого государства наряду с его гражданами пребывают и проживают также и иностранные граждане, которые выступают субъектами административных правоотношениями, участвуя в данных правоотношениях  и реализуя тем самым свою административную правосубъектность, состоящую из административной правоспособности и дееспособности. Законодательство страны пребывания определяет объем прав и обязанностей иностранных граждан, прибывших на его территорию.

Административно-правовой статус иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, является сложным правовым явлением, объем и содержание которого зависит от ряда факторов. Несмотря на то, что иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, обладают ограниченной административной правоспособностью, которая в свою очередь имеет временный характер.

В настоящее время законодательство Российской Федерации об административно-правовом статусе иностранных граждан является не вполне совершенным, что обуславливает необходимость в решении выявленных проблем и избавлении от «ахиллесовых пят» данного законодательства. Для более полного регулирования административных правоотношений с участием иностранных граждан следует законодательно закрепить понятие «иностранец», привести в соответствие нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос, необходимо устранить противоречия между актами.

 

Список использованной литературы

 

Нормативно правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – Москва: Проспект, 2018. – 32 с.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 5 февраля 2018г.). – Москва: Проспект, 2018. – 672 с.
  3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916/
  4. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
  5. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 19.02.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/
  6. Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 26.10.2016) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65707/aa5c976fff3528cc4c10141be00b94cf16051159/
  7. Приказ Минтранса РФ от 24.12.2002 N 158 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации". (ред. от 22.04.2003) URL: http://base.garant.ru/185402/
  8. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977). // «Ведомости ВС СССР», 1977, N 41, ст. 617.

 

Литература:

  1. Агапов  А.Б. Административное право. В 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Б. Агапов. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 429 с.
  2. Алехин А.П. Административное право России. Общая часть: учебник для вузов/ А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий— М.: Зерцало-М, 2016.— 480 c.
  3. Галушкин А.А., Каса И. Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / А. А.  Галушкин, И.  Каса // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2013. - №4. - С. 125-133.
  4. Еременко Е.В. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / Е.В. Еременко // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - №1 (33). - С. 69-81.
  5. Кукин А.А. Совершенствование законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации /   А.А. Кукин // Инновационная наука. - 2016. - №3-2 (15). - С. 67-69.
  6. Макарова Т.Б. О статусе субъекта административного права / Т.Б. Макарова // Административное право и процесс. – 2007. – № 4.
  7. Россинский Б.В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017 – 352 с.
  8. Суслова Г.Н. О некоторых проблемах применения административного выдворения к иностранным гражданам и лицам без гражданства за нарушение правил въезда в российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации /    Г.Н. Суслова // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - №2. - С. 186-188.
  9. Сущинская С.И. Сравнительно-правовой анализ административно-правового статуса гражданина Российской Федерации и иностранного гражданина на территории Российской Федерации / С.И. Сущинская // Вестник Московского университета МВД России. - 2014.  - №4. - С. 130-134.
  10. 10.  Фиалковская И. Д., Софронова Е. Г. Ответственность за совершение административных правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ/ И. Д.  Фиалковская, Е.Г.  Софронова // Вестник ННГУ. - 2015. -  №1. - С. 201-208.
  11. 11.  Шурухнова Д.Н. Виды и правовые основания применения мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства /    Д.Н.  Шурухнова // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - №6. - С. 140-144.

 



[1] Макарова Т.Б. О статусе субъекта административного права // Административное право и процесс. – 2007. – № 4.

[2] Макарова Т.Б. О статусе субъекта административного права // Административное право и процесс. – 2007. – № 4.

[3] Агапов  А.Б. Административное право. В 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Б. Агапов. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 429 с. С.42.

[4] Россинский Б.В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017 – 352 с. С. 64.

[5] Алехин А.П. Административное право России. Общая часть: учебник для вузов/ А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий— М.: Зерцало-М, 2016.— 480 c. С. 70-72.

[6] Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

[7] Сущинская С.И. Сравнительно-правовой анализ административно-правового статуса гражданина Российской Федерации и иностранного гражданина на территории Российской Федерации / С.И. Сущинская // Вестник Московского университета МВД России. - 2014.  - №4. - С. 130-134. С.132.

[8] Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

[9] Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

[10] Там же.

[11]Галушкин А. А., Каса И. Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / А. А.  Галушкин, И.  Каса // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2013. - №4. - С. 125-133. С. 128.

[12] Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

[13] Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

[14] Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

[15] Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

[16] Еременко Екатерина Валерьевна Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. №1 (33). С. 69.

[17] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916/

[18] Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

[19] Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

[20] Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 26.10.2016) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65707/aa5c976fff3528cc4c10141be00b94cf16051159/

[21] Шурухнова Д.Н. Виды и правовые основания применения мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №6. С. 140.

[22] Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/

[23] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 5 февраля 2018г.). – Москва: Проспект, 2018. – 672 с. С. 59.

[24] Кукин А.А. Совершенствование законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации // Инновационная наука. 2016. №3-2 (15).  С. 68.